Беларусь — первая в мире, кто легализовал майниг и криптовалюту
Буквально в канун Нового года в Беларуси из-под пера Президента вышел революционный документ, который, возможно, превратить нашу страну в IT-Эльдорадо. Полное его название звучит так — Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики».
Теперь любой желающий официально может хранить у себя криптовалюты, а также совершенно свободно майнить: ловить их, держать, покупать, продавать за рубли, валюту или электронные деньги.
Подобная «рыбалка» не считается предпринимательской деятельностью и не облагается налогом.
«Этот декрет наряду с пакетом принятых решений для бизнеса должен позволить Беларуси стать на путь опережающего развития», — заявил Александр Лукашенко на встрече с представителями деловых кругов.
Главная цель документа, по словам Президента, — создать условия для прихода в страну мировых IT-компаний с их представительствами и центрами разработок, создание востребованного в мире продукта.
«Вторая цель декрета — инвестиции в будущее. Это IT-кадры и образование. Третья — внедрение новейших финансовых инструментов и технологий. Ведущие экономики мира еще только присматриваются к этому новому явлению. Беларусь становится фактически первым в мире государством, которое открывает широкие возможности для использования технологии блокчейн, — заявил глава государства. — У нас есть все шансы стать региональным центром компетенций в этой области».
Мир всколыхнулся
Рейтер, Би-би-си, The New York Times, Daily Mail, Bloomberg, «Коммерсант» — список мировых СМИ, которые восприняли этот декрет как сенсационный, окажется на редкость длинным.
Рейтер, скажем, считает, «Беларусь легализовала транзакции в криптовалютах, что станет стимулом для роста частного сектора и привлечения иностранных инвестиций путем либерализации части ее экономики в советском стиле».
Известный белорусский предприниматель в области IT-технологий, венчурный инвестор Виктор Прокопеня в интервью Би-би-си так прокомментировал дальние цели документа:
«Когда появился порох, было много воинов, которые считали, что правильно воевать по старинке, мечами, а использовать порох нечестно. К сожалению, свет свечи этих людей был ярким, но не долгим. Мир меняется.
Очевидно, что высокие технологии — это как новый «порох», новый эффективный способ конкуренции в мировой экономике. Не использовать их — означает погибнуть.
В белорусском обществе в широком смысле сложился консенсус в отношении того, что мы не хотим быть теми, кому суждено погибнуть. Мы не хотим иметь безработицу 50% через 20 лет. Мы хотим быстро трансформировать нашу экономику к новому миру, в котором всем нам жить. Идея данного регулирования, по моему личному ощущению, была поддержана бизнесом, различными регуляторами, специалистами и просто в широком смысле белорусами».
Белорусский экономист Сергей Чалый в своей авторской программе «Экономика на пальцах» отмечает, что предусмотренный декретом «О развитии цифровой экономики» специальный режим (налоговый, визовый, валютно-финансовый и т.д.) распространяется не на всю страну, а только на Парк высоких технологий. «Подход, который заложен, — феодальный, то есть бороться за привилегии для себя вместо права для всех», — бросил он камень в огород айтишников.
В ответ IT-сообщество выкатило ему весьма внушительные цифры: в случае успешного претворения документа в жизнь в стране к 2030 году более чем втрое увеличится число занятых в IT-секторе (сегодня здесь работают 30 тысяч человек), а объем ежегодной экспортной выручки достигнет практически 5 миллиардов долларов США (вместо сегодняшнего 1 миллиарда).
Основатель Российской ассоциации криптовалют и блокчейна, советник российского президента по развитию интернета Герман Клименко сказал Би-би-си:
«Документов никто не видел пока, как я понимаю. Есть только мнения. На текущий момент это все звучит как тяжелая-тяжелая фантастика, как воплощение мечты всех майнеров мира — можно все, разрешено все, легально все. Мне почему-то кажется, что на практике после прочтения всех документов выяснится, что экономика пока не готова принять столько революционных изменений».
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей, лидер Партии роста Борис Титов:
«Развитие технологий — это хорошо, но в Белоруссии очень дорогая электроэнергия, поэтому майнинг там развиваться не будет, — считает Титов. — Они легализовали оборот биткойна, это немножко другая история. Могла бы в принципе появиться такая «офшорная зона» для биткойна, но Белоруссия — не самая надежная территория для офшорных зон. Оттуда же очень много уехало ИТ-компаний, потому что они почувствовали давление со стороны властей на их собственность. Надо смотреть, как все будет развиваться».
Создатель французского научного парка «София-Антиполис» Доминик Фаш сомневается в перспективах успеха передовых технологических проектов, осуществляемых в авторитарных режимах:
«Я довольно осторожно отношусь к криптовалютам. С другой стороны, я понимаю, что новые технологии дают новые возможности. Интерес к криптовалютам проявила даже Венесуэла», — говорит эксперт, имея в виду сделанное в начале декабря президентом Николасом Мадуро о создании национальной криптовалюты El Petro для преодоления финансовой блокады. По его словам, этот интерес выглядит подозрительно.
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев в интервью «Коммерсанту» говорит, что теперь многие успешные российские стартапы могут перебраться в нашу страну: «Сейчас Белоруссия сформировала уникальные возможности для того, чтобы приземлять или запускать проекты, проводить ICO не в юрисдикции, например, Сингапура, а в соседнем, близком по духу и пониманию государстве. Конечно же, большое количество стартапов даже в силу ментальности и возможностей «приземлится» в Минске. Это означает серьезный ручеек притока иностранных денег за работу и услуги, которые оказываются людьми, проживающими и работающими на территории Белоруссии. И здесь это достаточно логичное, понятное продолжение ситуации и вход в реальную цифровую экономику»
«Коммерсант» напоминает, что законопроект о криптовалютах в России должны внести в Госдуму уже в скором времени.
Несмотря на то, что Россия запаздывает с его принятием, вряд ли можно считать Белоруссию конкурентом, отметил сооснователь криптобанка Wirex Павел Матвеев: «Я не вижу Белоруссию каким-то финансовым хабом, даже если там будут разрешены криптовалюты. На самом деле, у регуляторов нет особого выбора. Криптовалюту, как и интернет, ведь нельзя запретить. Так что, мне кажется, в Белоруссии происходит ровно то же, к чему рано или поздно придут другие страны. Опоздала ли с этим Россия? Наверное, наша страна задерживается с принятием регулирования, и не очень понятно, каким оно в итоге будет».
Мнение белорусских экспертов
«Президент Беларуси поддержал все идеи и инициативы IT-сообщества. В Беларуси действительно создаются одни из лучших в мире условий для развития IT, хай-тека в целом, бизнесов на основе технологии блокчейн и многого другого. Говорить о декрете много нет смысла — его нормы говорят сами за себя», — утверждает глава администрации Парка высоких технологий (ПВТ) Всеволод Янчевский.
Крупный IT-предприниматель Виктор Прокопеня в интервью «СБ. Беларусь сегодня» уверенно заявляет:
«Декрет освобождает резидентов ПВТ от многих бюрократических проблем, которые не давали полноценно развиваться продуктовым моделям в сфере IT. Например, для того чтобы заключить договор с нерезидентом, требовалось оформление бумаг, подписанных обеими сторонами. Весь прогрессивный мир живет сейчас по-другому. Сделки заключаются путем переписки в электронной форме. — Большим компаниям эти ограничения не сильно мешали, так как они всегда могут нанять больше бухгалтеров и юристов для оформления бумаг или переструктурировать бизнес. Идея с дебюрократизацией IT — возможность для маленьких компаний, для стартапов, для талантливой молодежи. Именно они могут создавать и развивать продуктовую модель. Важно, чтобы ребята концентрировались на своем продукте».
При этом предприниматель отметил, что в продуктовой модели бизнеса, которую поддерживает декрет, на одного программиста приходится пять специалистов другого профиля: бизнес-аналитики, дизайнеры, маркетологи, переводчики и прочие. То есть IT создает дополнительные рабочие места для неайтишников. Подписанный документ направлен на создание в стране таких условий, при которых мировые IT-компании будут приходить к нам, открывать свои представительства и создавать востребованный в мире цифровой продукт.
«Нормы белорусского права мало знакомы инвесторам, а любая неизвестность увеличивает риски. Декрет дает возможность инвесторам понимать, что с их вложениями ничего не случится ни при каких обстоятельствах, они защищены законом. И это понимание сделает нашу экономику более привлекательной для крупных вложений», — уверен Виктор Прокопеня.
Вторая цель декрета —инвестиции в будущее: IT-кадры и образование.
При этом, по мнению предпринимателя, риск того, что белорусских высококлассных специалистов начнут массово переманивать мировые компании, невелик.
«Переманивать работников IT-компаний, а тем более целые команды из нашей страны становится невыгодным. Переезд специалиста — это, как правило, повышение обязательств компании перед ним в финансовом плане. С другой стороны, переток высококлассных специалистов между компаниями, как правило, повышает уровень компетенции таких специалистов», — отметил собеседник. Также он подчеркнул важность изучения английского языка на более высоком уровне и повсеместно, вне зависимости от будущей профессии. Наконец, декрет нацелен на внедрение новейших финансовых инструментов и технологий, в том числе расширение возможности для использования технологии блокчейна.
«Наша страна создает правовую среду для ее использования. Эту технологию впору сравнить с развитием интернета в 1990-е годы. Всемирная сеть ведь преобразовала многие профессиональные сферы. Так же будет и с блокчейном», — сказал Виктор Прокопеня.
Он уточнил, что согласно декрету «криптовалюты не признаются как платежное средство в Беларуси», однако майнинг как важная часть технологии блокчейна попал в документ. «Майнингом получат право заниматься физические лица и резиденты Парка высоких технологий. Декрет, по сути, дает зеленый свет и майнингу, и майнерам», — пояснил Виктор Прокопеня.
Председатель Совета республики Михаил Мясникович считает, что декрет №8 является «мощным национальным проектом».
«За этим очень большая перспектива. Мы еще даже не можем предположить, насколько это будет серьезно и востребовано и как это оценить в деньгах. Но я считаю, что за этим будущее», — цитирует БЕЛТА председателя Совета Республики.
Мясникович обратил внимание, что к направлениям, изложенным в декрете, должны еще сформироваться мощное доверие и определенная социальная лояльность, «чтобы были уверены и мы, и наши партнеры, которые будут работать в рамках созданных условий», что этот проект имеет огромный кумулятивный эффект.
«Мы еще не представляем, насколько могут быть мощные и позитивные последствия. И главное, что мы первые, главное, что это наш проект, наши идеи. Ни МВФ, ни другие нам не рекомендовали и не настаивали. Мы сами пришли к этому, белорусские умы, белорусские политики, белорусские экономисты, и я этому очень рад», — заключил Михаил Мясникович.
А что наши граждане?
Народ, если судить по соцсетям и форумам, воспринял документ «на ура». Люди полагают, что это реально круто и «слишком офигенно, чтобы быть правдой». Прогнозируют, что у нас будут процветать криптобиржи и к нам попрут такие деньги, что казино и не снилось. Даже если эти проекты — «МММ» мирового масштаба, граждане все равно не против, чтобы деньги осели именно в нашей стране.
Правда, некоторые, как и экономист Сергей Чалый, хотели бы применить законодательные порядки ПВТ на остальную экономическую деятельность. Поживем – увидим. Вдруг?
А вот пессимисты не довольны вольницей, которую предоставили айтишникам. «В проекте Декрета нет ни одного намека на конкуренцию творческой мысли, раскрытие человеческого капитала, научного потенциала. В стране будет фактически монополия ПВТ, на работу в IT сфере. Попытка создания IT-оффшора, через который можно выкачивать интеллектуальные ресурсы страны. А почему им отменили субсидиарную ответственность? Можно набрать денег у всех, объявить банкротство и кинуть? Что наворотили с майнингом? Доходы не подлежат налогообложению. Почему так?», — ворчат скептики.
Есть и те, кто с иронией замечает: «Великую Октябрьскую пережили, сексуальную пережили, перестройку пережили и IT переживем».
«Благодаря блокчейну и возможности конструировать проекты на своей территории у Беларуси наконец-то появилась серьезная возможность занять свою нишу в мировой экономике и сильно рвануть вверх, — оппонируют оптимисты. — Благодаря декрету, вполне возможно, что через лет двадцать Лукашенко, уже после президентства, будет у нас столь же почитаемый, как экс-глава Сингапура Ли Куан Ю, обеспечивший в свое время ему экономический прорыв».
«Хорошо представляя, как устроена у нас нормативно-правовая деятельность, хочу сказать, что это невероятно крутая работа, которую проделали в этом году Янчевский, Всеволод Вячеславович, Денис Алейников (Denis Aleinikov), Юрий Гурский (Yuri Gurski), Viktor Prokopenya, Дмитрий Матвеев (Dmitry Matveyev), Александр Чекан (Alexander Chekan) и все-все сопричастные. Подготовить и согласовать со всеми в такие короткие сроки, в стартап-режиме реально прорывной Декрет – это очень много стоит, — написал в ФВ журналист Виталий Волянюк. — Да, впереди еще имплементация норм, наполнение их реальной практикой. Но серьезная основа для развития Беларуси как ИТ-страны и в целом хайтек-страны положена. Это новая энергия, возможности, новое будущее. Беларусь становится самым интересным местом для высокотехнологичного бизнеса в регионе. Поднимем бокал за эти новости и пойдем работать дальше!»
Доживем до 2049
Новый декрет продлил действие специального налогово-правового режима ПВТ аж до 2049 года! Сохранен экстерриториальный принцип регистрации, также остались неизменными базовые условия хозяйствования для резидентов Парка высоких технологий. Практически все нормы декрета вступят в силу через три месяца после его официального опубликования.
… Один их экспертов в области цифровых технологий шепнул на ушко: «Если даже половина наших планов в данном проекте сбудется, в Беларуси наступит рай земной». О, как нам всем хочется верить в лучшее, в прорывное, в будущее! Верить в чудеса! Цифра «8» — символ бесконечности, а, значит, есть надежда, что в 2018 году мы обязательно заложим фундамент большого и перспективного здания.
Виктория ТРИКАЛО