Почему белоруски чаще всего «останавливаются» на одном ребенке? Кому по душе рай в шалаше, а кто бы хотел обосноваться в хоромах? Что предпочтительней – официальный брак или свободные отношения?
В Минске подвели итоги начавшегося в апреле масштабного социологического исследования с длинным названием: «Формирование семьи, стабильность семейных отношений и рождаемость в меняющихся социально-экономических условиях жизни белорусов».
Опрос проводили Центр социологических и политических исследований БГУи Нидерландский междисциплинарный демографический институт.
Опрошены 10 тысяч жителей всех регионов страны в возрасте от 18 до 79 лет.
Директор Центра социологических и политических исследований БГУ Давид Ротман подчеркнул масштаб охвата аудитории: интервьюеры посетили около 15 тысяч квартир в разных регионах страны. Интересно, что из тех 10 тысяч, которые в итоге приняли участие в опросе, более 7 тысяч согласились через три года повторно участвовать в исследовании.
И нова гендер
Если говорить простым языком, цель данного исследования – скрупулезно изучить пресловутый гендер. За минувшие десять лет в Беларуси сделано в данном плане очень много. Мы добились одного из самых низких в Европе показателей бездетности – только семь женщин из ста не имеют к 40 годам ни одного ребенка.
Уровень младенческой смертности у нас ниже, чем во Франции, России и Украине.
И, что особенно радостно, удалось наконец-то превысить психологический рубеж в 9,5 миллионов жителей.
Однако по-прежнему самая главная проблема – рождаемость. Только в двух регионах из семи она превышает смертность. А ведь для простого воспроизводства поколений каждая женщина должна родить не меньше двоих детей, у нас этот показатель пока – 1,72.
Помимо прямой угрозы национальной безопасности, такой уровень рождаемости влечет за собой старение общества и повышение пенсионной нагрузки на работающих людей.
Если перевести это на простой язык, мы меньше рожаем и дольше живем, и значит, чисто арифметически, вынуждены повышать пенсионный возраст.
Тот факт, что эта проблема характерна для всех развитых государств – не может служить утешением. И значит, нужно использовать любой ресурс, в том числе социологический, для решения стоящих перед нами демографических задач.
Во время презентации не раз подчеркивалась мысль о том, что это промежуточные результаты, а полноценный анализ на основе полученных данных проведут в скором времени. Однако уже сегодня ясно, что озвученные цифры существенным образом не изменятся.
Интересные позиции
Большинство белорусских женщин получают опыт отношений с постоянным партнером до 30 лет, лишь 10% опрошенных в возрасте 25-29 лет никогда не имели такого опыта.
Отношения с постоянными партнерами без сожительства и регистрации брака наиболее распространены в возрасте до 25 лет.
Фактическое сожительство без официальной регистрации популярно среди женщин 25-30 лет.
К 30-34 годам женщина приходит к пониманию, что брак должен быть зарегистрирован: таких в этом сегменте оказалось 71,4% .
Мужчины, что и следовало доказать, гораздо позже связывают себя узами Гименея. Около 40% мужчин 20-25 лет состоят в официальном браке, среди женщин этого возраста – 63%.
Естественно, что у сильной половины человечества даже старше 35 лет значительно меньше вероятность остаться без партнера, чем у их сверстниц.
«Одной из важных причин сокращения уровня рождаемости является переход Беларуси в эпоху поздней рождаемости, — пояснил Давид Ротман. – Чем позже рождается первый ребенок, тем меньше итоговое количество детей. Это понятно. Доля женщин, у которых первенец появился в младшем возрасте, быстро сокращается. Среди опрошенных 45-49-летних доля тех, кто родил до 24 лет, составляет порядка 70%. А среди 30-35-летних – менее 55%».
А влияет ли образование на повышение возраста рождения детей? Безусловно!
«При увеличении уровня образования уменьшается вероятность рождения второго и третьего ребенка. Но при этом данный фактор не оказывает влияния на вероятность рождения одного ребенка – к концу фертильного возраста его рожают около 90% женщин», – констатировал профессор Ротман.
Прослеживается зависимость и от типа населенного пункта: чем он крупнее, тем меньше шансов на появление второго и последующих детей в семьях.
Исследование установило, что женщины, не имеющие отдельного жилья или имеющие всего одну комнату, с большой неохотой соглашаются зачать ребенка. Одним из ключевых аспектов проведенного исследования являются гендерные установки, а именно трудовая деятельность.
«При оценке видов деятельности, связанных с доходами семьи, в большинстве случаев приоритет отдается мужчине. Причем мнение самих мужчин и женщин по данному вопросу в целом совпадает. При оценке вопросов, связанных с уходом за домом и детьми, напротив, предпочтительная роль отдается женщине», – отметил Ротман.
Взаимопомощь поколений
Помощь молодым семьям со стороны старшего поколения по уходу за малолетними детьми, как показывают данные, наиболее характерна в первые годы жизни ребенка, когда такое участие особенно востребовано. Около 37% респондентов с детьми до 3 лет указали, что за последние 12 месяцев получали регулярную помощь от людей, не проживающих вместе с ними.
В подавляющем большинстве случаев речь идет о родителях супругов (но иногда подключаются и другие родственники, друзья). По мере взросления ребенка актуальность такого содействия снижается.
Еще один аспект – помощь по уходу за домом пожилым людям со стороны их детей и внуков. С возрастом человек нуждается в ней все больше.
В группе 55-59-летних, например, содействие в домашних делах получают лишь 8%, в группе 75-79-летних респондентов – 21%.
На всем протяжении старения основными помощниками становятся дети и внуки, причем для самых старших респондентов их потомки играют все более важную роль.
Давид Ротман подчеркнул, что впереди еще предстоит большая работа аналитической группы под руководством профессора факультета философии и социальных наук БГУ Ольги Терещенко. Завершится она публикацией результатов в монографии в 2018 году.
«Будет проведен детальный анализ, в том числе нашими голландскими коллегами. Это позволит получить более глубокую и обоснованную картину происходящего. Это исследование, мне кажется, очень важно для нашего государства. Потому что получение объективной и достоверной информации, сопоставление результатов с данными наиболее продвинутых стран и изучение их опыта по решению аналогичных проблем способствует принятию правильных и своевременных управленческих решений для Беларуси», – заключил профессор.
Александр Румак, заместитель министра труда и социальной защиты, отметил, что ранее подобные исследования по поводу семьи проводились в странах ЕС, России и Грузии.
«Меняется не только страна и экономика, но и семья в белорусском обществе. Сегодня у молодых людей повышены индивидуальные ценности: стремление продвинуться по карьерной лестнице. А это отодвигает рождение детей на поздние этапы жизни», — констатировал Александр Румак.
Вероника Трикало