В пограничном Бресте словосочетание «карта поляка» не в новинку.
В Бресте даже сложились сегменты бизнеса, связанные с получением КП: языковые курсы, тренировки в прохождении собеседования. В Интернете даже объявление имеется: «Мечтаете о карте поляка? Оптимальное решение: 2 месяца – 125 рублей. 99% получили карту с первого раза». Это уже товар. А в связи с нынешней информационной волной я даже скачал себе на мобильник приложение, которое так и называется – «Карта поляка». Программа обещает: «С нашим удобным самоучителем вы быстро усвоите все необходимые знания и ответы на вопросы для получения карты поляка. А симулятор собеседования выработает у вас сноровку и поможет легко пройти интервью с консулом Польши.
Каждая программа экспресс-тестирования содержит более 30 уникальных вопросов, распределенных по шести основным группам». Скачал, думая: подучу польский. Пятым вопросом приложение спросило у меня, какого числа в 39-м году СССР напал на Польшу, а потом попросило денег за продолжение викторины. Удалил. У меня другое мнение о 39-м годе: даже если бы имел польские корни, КП не дали бы.
Не сразу приняли
Сначала надо хотя бы пару слов сказать, откуда она взялась, эта карта. Первый вариант был представлен в Сейм Польши ещё в 1999 году. Тогда предполагалось, что «карту поляка» получат те, кто когда-то имели польское гражданство, но из-за ситуации после войны 1939–1945 годов оказались за пределами своих границ. Предлагалось принять и тех, кто не имели гражданства Польши, но докажут, что их происхождение, деятельность, использование польского языка в качестве разговорного и воспитание их потомков явно свидетельствуют о приверженности польской национальности. Однако закон был заблокирован. Почему? Сработали два фактора: во-первых, опасения в самой Польше, что потекут миллионы мигрантов из всего бывшего СССР. Была и группа политиков, которые критиковали с гуманитарных позиций. Если упрощённо, они были против привилегий по национальному признаку.
Комитет по европейской интеграции поставил вопрос так: создание льготных категорий иностранцев – держателей карт поляка – это нарушение запрета дискриминации, что выражается во Всеобщей декларации прав человека. Этот аргумент запомним, потому как он никуда не исчез. В общем, заблокировали. Закон о репатриации был в 2000 году принят, но в усечённом варианте. Переходим к следующему этапу.
Купили домик в Бресте
В сентябре 2007 года Сейм принял законопроект «О карте поляка», а президент Лех Качиньский закон подписал. Через полгода он вступил в силу, но за это время в него были внесены некоторые коррективы: возможный «шенген» сжался до «национальной визы для проживания», внесено разрешение консулам проверить в спецслужбах, не действовал ли претендент против интересов Польши.
В обращении Леха Качиньского по случаю принятия решения, в частности, были такие слова: «Я знаю, что значит стать жертвой несправедливых исторических решений. Мои родители 1 сентября 1939 года поселились в только что купленном домике в городе Бресте. Через три недели туда вошли преступные советские войска, а родители, убегая от грабежей, перебрались в свою родную Варшаву и там пережили немецкую оккупацию. Часть моей семьи происходила с территории бывших восточных рубежей Польши, и поэтому судьба соотечественников на востоке – тех, кто никогда не отрекся от своей родины, но кто из-за изменения границ перестал быть ее гражданами, – мне особенно близка».
Да, так и было. Отец президента, Раджмунд Качиньский, был железноодорожником в Барановичах. Дед отца, согласно энциклопедиям, служил в царской армии и отличился в Русско-турецкой войне. Бабушка приехала из Одессы. Вот такой штрих к судьбе поляков…
Заметим, что ещё на стадии обсуждения в самой Польше закон вызвал критику. Например, почему в нём перечислены страны бывшего СССР, а как же быть с поляками, застрявшими в Африке и Латинской Америке? А как быть с вереницей понятий: «польское гражданство», «польская нация», «польская национальность» и «бабушка-полька»? Была и такая критика: получатели будут просто заниматься приграничной торговлей.
Польше нужны люди
Кроме подчёркнуто гуманитарного смысла карты и скрытого геополитического с намёком на 39-й год, за принятым решением стоял и сугубо прозаический интерес – стране нужны рабочие руки. В 2000-х годах в Польше стала отмечаться естественная убыль населения. Доля Польши в общем населении ЕС стала сокращаться. Эмиграция поляков, особенно молодых женщин, помогала другим странам ЕС решать собственные демографические проблемы. И решение усилить приток в страну людей, которые лояльны к культуре и знают язык, с точки зрения интересов Польши было логичным.
Текущие прогнозы таковы: к 2050 году Польше будет недоставать около 5 миллионов работников, а с 2022-го польское общество начнет стремительно стареть.
Переманиванию населения с территории бывшего СССР и послужили карта поляка и закон о репатриации. Но кое-что пошло не так…
Подвели белорусы, помогли украинцы
Прямо скажем, наши сограждане не оправдали ожиданий. Как сообщил месяц назад посол Польши в Минске Конрад Павлик, наши граждане получили почти 100 тысяч карт – это почти половина выданных. Однако переселилось около одной тысячи. На сезонных работах зарабатывают 25 тысяч белорусов (или уже поляков в душе?). А тех, кто использовал КП только для контрабанды и приграничной торговли, знают только польские спецслужбы.
События в Украине в 2014 году значительно облегчили напряжение на польском рынке труда. Почти миллион трудовых мигрантов сбили цены на труд.
Дополнительная прибыль польской экономики исчисляется миллиардами – можно считать, что вложения в политические перемены в Киеве полностью окупились.
И актуальность КП для экономики пошла на убыль. Возможно, в этом одна из причин ужесточения правил их получения.
В прошлом году в закон о КП внесены поправки о финансовых пособиях для переселенцев по карте. Так, семья с одним ребенком сможет получить от государства в течение 9 месяцев 16 500 злотых. На 2017 год на эти цели выделено 30 миллионов злотых. Уже к концу марта заявлений набралось на 75 процентов от этой суммы, и их приём притормозили. Потом дважды продлевали, но с ограничениями. Любопытствующие могут зайти на сайт Министерства внутренних дел и администрации Польши и проследить за скоростью освоения.
Гражданин, но не поляк
И последняя новость, которая определённую часть наших граждан огорчила. 7 декабря этого года президент Польши Анджей Дута подписал закон о КП с поправками. Это означает, что дата вступления закона в силу – 23 декабря 2017 года. 22 декабря станет последним днем, когда возможно сдать на КП по гражданству предков. Потом надо будет доказывать национальность предка.
Что это значит? Представьте себе довоенный Брест-Литовск. Белорусы, русские, поляки, евреи… Если раньше любой их потомок мог претендовать на КП, как только найдёт справку, что предок или был в списках избирателей Сейма, или в списках служащих, то теперь он должен оказаться именно поляком. Число брестчан-претендентов резко уменьшится, ведь от Российской империи Польской Республике достался интернационал.
А со следующего года проблем у получателей прибавится: они ведь выдаются на 10 лет, и наступает срок обмена прежних. Очереди станут гуще.
Стоит упомянуть, почему КП вызывает интерес у определённой части молодёжи. Она даёт возможность бесплатного обучения, при этом очень выгодна польским вузам. Для них парень или девушка с КП – прямая выгода.
Двойная лояльность не пройдёт
В условиях получения КП есть пункт, который настораживает. Её не могут получить лица, «действующие во вред безопасности, обороноспособности, общественному порядку или основным интересам Республики Польша». Вред этой стране никто из здравомыслящих белорусов наносить не собирается. Но как быть с «основными интересами»? Поясним это на простых примерах. Когда-то Польша планировала построить в Бресте и Гродно электростанции на польском угле. МЧС и санитарные службы не утвердили проекты как вредные для Беларуси. А если бы должностные лица были претендентами на КП? Как бы они поступили, в интересах какой страны? А оборона? Тут спорных вопросов между Польшей и Беларусью предостаточно: оценка учений, американская ПРО, носители ядерного оружия…
Даже представить невозможно, чтобы должностное лицо на государственной службе имело обязательства не только перед своим государством.
Речь идёт не о какой-то враждебности, между Беларусью и Польшей в целом нормальные деловые отношения. Но требование исключительной политической лояльности – неприемлемо.
Конституционный суд Республики Беларусь ещё в 2011 году принял решение о своей позиции по польскому закону «О карте поляка», сочтя ряд норм этого закона противоречащими нормам международного права. Парламент Беларуси в 2012 году принял поправки к закону «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», запретив своим депутатам пользоваться картой поляка.
Так что гражданин Беларуси должен отчётливо понимать, что его самоопределение как поляка – личное дело, но принятие обязательств перед польским государством закрывает дорогу на государственную службу у нас.
Напомним, что при принятии гражданства США дают клятву, что полностью отрекаются от верности и преданности любому иностранному государству.
Подведём итог. Прежде всего, карта поляка и пособия переселенцам – внутреннее дело Польши. И если какого-то гражданина Беларуси это ущемило, поломало планы, это его проблемы. Но то, что Польша жёстко отстаивает свои экономические интересы, высасывая трудовые ресурсы у соседей, – факт, и этому нам стоит поучиться. По поводу стенаний о переносе границы в 39-м году промолчим, но выводы сделаем.
Валерий Цапков, Брестский вестник