Один из авторов сценария победно шествующего по экранам мира кинофильма «Салют-7» о том, как создавалась картина, о тайне Юрия Гагарина и секретах профессии.
«Мы никогда не снимаем кино про медицину, про кораблестроение, про космос, мы снимаем кино и сюжеты про людей, про любовь к тому, что происходит вокруг них. Если они любят свое дело — они его делают. Если они любят свою страну — они помогают ей стать великой. Все фильмы и все книги написаны про любовь, только в разных ее проявлениях», — так формулирует свое кредо сценарист Алексей Самолетов.
В Минск известный тележурналист, актер и режиссер приехал по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3».
«Битва за «Салют. Космический детектив»
Именно на основе этого документального кино родился потом игровой «Салют-7», ставший одним из самых кассовых и самых посещаемых фильмов в России.
Этот фильм идет сейчас в Китае на 8 тысячах экранах, говорят, народ валит валом.
А дело, напомню, было так. В феврале 1985-го года орбитальная космическая станция «Cалют-7» внезапно вышла из-под контроля. Буквально через пару минут эта информация попала в НАСА, возникло одно из самых острых противостояний между Америкой и Советским Союзом. Оно только чудом не закончилось третьей мировой. Началась истерика по поводу русского монстра, который вот-вот упадет на головы землян.
Вслед за американскими СМИ о падающей 20-тонной громадине стали кричать европейские газеты и ТВ. Ситуация фактически выходила из-под контроля.
И тогда, на очередном заседании руководителей полета, было принято решение – срочно формировать самый опытный экипаж, спасать станцию, а заодно и престиж страны. В этот полет Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, и они это хорошо понимали, отправились как смертники, которым предстояло выполнить свою миссию, остановив падение неуправляемой махины на планету.
Могло бы быть и так
Американцы планировали отправить на перехват многоразовый транспортный космический корабль НАСА «Челленджера», и уже были известны фамилии членов экипажа, которые должны будут выполнить эту сверхзадачу. Лучшего «трофея» американцы не могли себе и представить!
После выхода на экраны фильма «Битва за салют. Космический детектив», рассказавшего в том числе и об этом плане, возникло много споров. Говорили, что я придумал всю эту историю, что это все происки врагов и образчик российской пропаганды. Однако в ленте нет ни капли вымысла! «Космический детектив» буквально сразу же после премьеры посмотрели американцы. И мы не получили ни одного опровержения!
Для американцев, в случае удачи, выигрыш оправдывал все. О советском космосе можно было бы просто забыть, как и о технологиях, которые, кстати, у Америки пока так и не появились.
При таком раскладе космическое пиратство оправдали бы высокой идеей спасения человечества от советской угрозы.
Так была ли монтировка?
В сценарии «Салюта-7» была прописано масса зрелищных сцен, но оказалось, что это крайне сложно снять. Пришлось пойти на определенные художественные хитрости.
«Как это молотком сбивать согнутую защиту датчика?!» — упрекали знатоки. Ну не было этого! Зато было другое: когда космонавты начали выравнивать солнечную батарею, леер, натянутый на корпусе станции, заклинил ее, и пришлось срочно выйти в космос и буквально выколупывать этот трос из-под этой солнечной батареи. Чем вам не молоток и согнутая защита датчика? По логике — это одно и тоже. Показывать, как трос выдирают из-под солнечной батареи, – сложный и невнятный сюжет. Решили, что с художественной точки зрения здесь должен фигурировать молоток: так гораздо проще и доступнее, да и по сути понятнее…
Премьера
После премьерного показа «Салюта» в Кремлевском Дворце, когда на экране пошли финальные титры, шеститысячный зал встал и три минуты аплодировал прототипам наших героев, Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных, которые вышли на сцену. Зрители ощутили свою сопричастность к этим двум мужикам, которые рисковали своей жизнью ради своей страны… Мы перекрыли производственный бюджет в три раза! Когда кино делается не ради денег, оно всегда дает такой поразительный эффект.
Космос мне привлекает еще и потому, что здесь все равны: независимо от пола, вероисповедания и национальности. Здесь нет границ и политических распрей.
Уверен, что если бы тогда, в далеком 1985-м году, окажись рядом с нашей станцией американские космонавты, имеющие возможность спасти наших ребят, они бы сделали это! Сто процентов! И точно так же поступили бы и советские космонавты.
Шикарный подарок
Москва преподнесла мне удивительный подарок. Во время дня города, который совпал с моим Днем рождения, на Тверской выставили эпизод из фильма: поставили макеты станции и корабля. Приехал и сам Савиных. «Виктор Петрович, сейчас будете ругать Самолётова», — обращаюсь к нему.
«Буду, — отвечает он. — Все соврали в игровом кино». Отвечаю: «Да, кое-что приукрасили, но прецедент такой в искусстве уже был. Алексей Петрович Маресьев очень сложно относился к Борису Николаевичу Полевому, который написал «Повесть о настоящем человеке», говорил, что писатель испортил ему жизнь». Савиных рассмеялся, и на этом конфликт улегся.
Кстати, на премьере, в Кремлевском Дворце, когда поздравлял наших космонавтов, Владимир Александрович Джанибеков отрезал: «Это кино не про меня». А сам потом подошел к оператору-постановщику Сергею Астахову, и они два часа не отрывались друг от друга.
Владимир Александрович спрашивал: «А как ты догадался, что это происходило именно так?». Как он догадался?! Я, как дурак, сидел и выписывал каждое их движение в космосе с их же слов!
Лиля, жена Виктора Савиных, успокоила тогда: «Лёша, спасибо! Произошло самое главное: мы второй раз вернули этих двух фантастических людей из удивительного, не имеющего в мире аналогов полета».
Когда героев, возведенных на пьедестал, мы превращаем в обычных людей, наблюдается поразительный эффект: включаются гены памяти, и удается зацепить внутренние струны зрителя.
Наверно, слишком мало мы знаем об истории страны, в которой жили мы и наши родители. Плохое почти все уже вытащили, а про хорошее только-только начинаем говорить. И постепенно приходит понимание того, что именно это, хорошее, нам сегодня очень важно, и прежде всего для понимания самих себя.
Немножко мистификации?
Самая тяжелая работа в документальном кино — «Юрий Гагарин. Семь лет одиночества». В процессе этой работы за монтажным столом вдруг поняли, что, существует какое-то мистическое, метафизическое совпадение фактов. Пришло осознание того, что у Гагарина не могло быть второго полета, тогда бы он перестал быть первым и единственным.
В этом фильме попытался найти ответы на вопросы, чем жил первый космонавт планеты после апрельского полета, был ли он на самом деле верующим человеком и действительно ли говорил о том, что надо восстановить Храм Христа Спасителя и Триумфальную арку. Вот лишь один эпизод из картины. Мы подняли в Российском государственном историческом архиве его выступления на съезде ЦК комсомола. Эти тексты визировались и тот, кто их произносил, ставил под ними свою подпись. Так вот, оказалось, что комсомольском форуме Гагарин действительно говорил о том, что мы незаслуженно разрушили Храм Христа Спасителя, посягнув на свою историю, что неизвестно куда делась Триумфальная арка. После этих откровений съезд ЦК комсомола остановили, объявив перерыв. Первый секретарь Пастухов побежал к вертушке звонить лично Брежневу. Леонид Ильич выслушал того и ответил: «Ребята, прекратите истерить! Гагарин – русский человек, он заботится о нашей истории. Скажите Юрию Алексеевичу, что денег на Храм Христа Спасителя нет, а вот Триумфальную арку в ближайшие полгода восстановим. И предайте ему от меня большой привет!»
Пастухов, как рассказывали, потом трижды перекрестился, обрадовавшись, что его не снимут с высокой должности. Мы нашли эти документы за подписью Юрия Алексеевича и показали их в фильме.
Долго работали над озвучкой книги Юрия Алексеевича. Актер старался войти в интонацию, в артикуляцию речи. В итоге все получилось: попали тембрально, даже не трогая микшер на пульте!
Когда в эфир вышел фильм, народ был потрясен, услышав голос «Гагарина». Через некоторое время я встречался с его дочерью, Еленой Юрьевной, и задал вопрос, понравилась ли картина. Она ответила: «Леша, вы абсолютно правильно все поняли». Я открыл ей секрет, рассказав о том, что мы пошли на мистификацию, и, чтобы избежать отсебятины, озвучили дневники Юрия Алексеевича похожим голосом актера.
«А мы с Галей смотрим и думаем, когда же папа успел озвучить. Попали ли вы в голос? Еще спрашиваете?! Даже мама не догадалась!» Кстати, поначалу этот голос приняли за подлинник и Терешкова, и Леонов, и Джанибеков.
Мои университеты
Я — счастливый человек, потому что меня воспитывали приличные люди: педагоги по танцу и сценической речи и танцу, замечательные историки, народные и заслуженные артисты. Сценическую речь преподавала ученица Всеволода Мейерхольда, а основы режиссуры читал ученик Михаила Ромма. Я благодарен судьбе, что в жизни был новосибирский ТЮЗ, «Красный факел», Новосибирский театр мимики и жеста… Без театра для меня не было бы и телевидения, потому что существование в кадре без некого элемента аттракциона, без четкой оценки предлагаемых обстоятельств в принципе невозможно. Просто выйти с микрофоном и что-нибудь сказать — кому это интересно?
За 35 лет, которые занимаюсь журналистикой, у меня нет ни одного опровержения, ни одного судебного иска. Да и на ошибку наш брат не имеет права — он должен сто раз все перепроверить, а если не уверен — не давать информации. Главное оружие тележурналиста – камера, микрофон и правда. Всегда нужно помнить о том, что от каждого твоего шага и кадра зависит, что будет происходить с твоей страной, и ты отвечаешь за это своей головой, жизнью и совестью.
Ангелина СВЕТЛОВА