Архитектурный погром: как Беларусь теряла монументальное наследие дореволюционной эпохи

Двадцатый век вошёл в нашу историю как век строительства. Буквально за считанные десятилетия белорусский народ из деревенского стал городским. Благодаря политике Советской власти некогда маленькие сёла стали промышленными городами, а торгово–ремесленные местечки — крупными индустриальными центрами общесоюзного масштаба. Увы, в те годы не только строили, но и ломали. По идеологическим соображениям и просто «по глупости» были уничтожены многие памятники архитектуры имперского периода, которые, вне всякого сомнения, служили бы подлинным украшением белорусских городов…

Свято–Казанская церковь (г. Минск)

minsk1

Собор был сооружен на пожертвования верующих, и освящен епископом Минским и Туровским Митрофаном (Краснопольским) в тяжелое военное время — в ноябре 1914 года (освятивший храм владыка был впоследствии расстрелян в годы «красного террора» в 1919 году).

Неовизантийский стиль храма был тогда очень популярен. Минский собор как две капли воды напоминал Христорождественский в Риге и Знаменскую церковь Вильнюса.

Располагался в центре нынешней площади Мясникова (теперь на этом месте сходятся улицы Советская, Бобруйская и Мясникова).

Тогда и сейчас
Тогда и сейчас

После Октябрьской революции в Свято–Казанской церкви ещё какое–то время проходили богослужения, но в 1930 году её окончательно закрывают, снимают кресты и устраивают в ней клуб железнодорожников.

Фотография 1933 года
Фотография 1933 года

Тем не менее столь яркое сооружение имперской эпохи всё равно кому-то мозолило глаза. В 1936 году принято решение храм взорвать. До нас дошла фотография церкви незадолго до взрыва. Фотограф запечатлел для нас утраченную святыню…

Фотография 1936 года (незадолго до взрыва)
Фотография 1936 года (незадолго до взрыва)

После сноса каменной церкви большевики хотели поставить на её месте памятник Мясникову–Мясникяну. Камень с соответствующей надписью лежит на этом месте и поныне. Тогдашние руководители БССР Гикало, Голодед, Червяков, именами которых названы улицы в Минске, лично наблюдали за взрывом.

Что характерно: Гикало был расстрелян спустя два года, Голодед через год арестован, подвергался пыткам в НКВДшных застенках и во время допроса выпрыгнул с пятого этажа (можно понять, как именно с ним «беседовали»), а Червяков в том же 1937–м году был подвергнут обструкции в партии и доведён до самоубийства.

Подрывник собора Петр Григоренко позже стал диссидентом, отказался взрывать храмы. Его лишили генеральского звания, упрятали в психбольницу, в 1977 году он уехал в США. Вот такие вот интересные повороты судьбы.

После распада СССР представители Православной Церкви предложили восстановить храм. В интернете есть даже вариант того, как это будет выглядеть — восстановленная Свято–Казанская церковь и благоустроенная озелененная территория рядом с ней.

Проект реконструкции
Проект реконструкции

Памятник Петру Аркадьевичу Столыпину (Гродно)

15 июня 1914 года в Гродно был торжественно открыт памятник великому государственному деятелю — Петру Аркадьевичу Столыпину, гродненскому губернатору в 1902–1903 гг., премьер–министру России в 1906–1911 гг. В бытность гродненским губернатором Столыпин открыл в губернском центре двухклассное народное училище, ремесленное училище, женское приходское училище, на селе поощрял переселение крестьян на хутора, развивал сельскохозяйственное образование, выделял средства на мелиорацию. В годы премьерства именно Столыпин настоял в 1911 году на введении земств в западных губерниях, включая белорусские (в остальных — земства ввели ещё в 1864-м).

Памятник П.А. Столыпину в Гродно
Памятник П.А. Столыпину в Гродно

Проводимые губернатором нововведения вызывали критику помещиков. На одном из заседаний князь Святополк-Четвертинский заявил, что «нам нужна рабочая сила человека, нужен физический труд и способность к нему, а не образование. Образование должно быть доступно обеспеченным классам, но не массе…». Столыпин ответил резко: «Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведёт к анархии…»

Следует особо подчеркнуть, что средства на памятник собрали сами жители города и окрестностей.

Гродненский историк, профессор Валерий Черепица пишет: «Первый свой вклад в благородное дело в размере 25 рублей внес 25 февраля 1912 года предводитель уездного дворянства А.И. Ушаков… Общей суммы пожертвований гродненцев – 446 рублей 36 копеек – оказалось вполне достаточно для выполнения всех необходимых работ по изготовлению памятника. Крестьяне, как правило, своих фамилий в подписных листах не указывали, их заменяла стандартная запись «от лица, пожелавшего остаться неизвестным». Среди населенных пунктов упоминаются чаще всего деревни Жукевичи, Каменка, Алекшицы, Падбагонники, Голынка, Индура, Озеры, М. Берестовица, Горница, Лаша и др.»

Оккупировавшие в 1915 году Гродно немецкие войска вывезли памятник в Германию, и там его следы исчезли…

Остается надеяться, что гродненская общественность когда-нибудь поднимет вопрос о восстановлении исторической справедливости и возвращении памятника на прежнее место.

Памятник Александру II (Минск)

В наши дни мало кто знает, что первой скульптурной композицией в городе Минске был памятник русскому императору Александру II Освободителю. Бюст государя, отменившего крепостное право и покончившего с польским доминированием в белорусском крае, был открыт в январе 1901 года на пожертвования минчан. Надпись на постаменте, выполненном из чёрного гранита, гласила: «Императору Александру II благодарные граждане города Минска. 1900 год». Скульптура была расположена на нынешней Площади Свободы возле ратуши.

Памятник царю–освободителю в Минске
Памятник царю–освободителю в Минске

После революционных событий 1917 года монумент снесли, а на его месте поставили памятник «Солдату–революционеру». Через считанные месяцы он был снесён вошедшими в Минск кайзеровскими оккупантами.

За то, чтобы восстановить первый в истории Минска памятник, в 2013 году высказался целый ряд представителей белорусской интеллигенции — историки, политики, литераторы, священнослужители, художники. Однако Мингорисполком отказал в восстановлении скульптуры, ссылаясь на «неоднозначность» личности одного из самых либеральных русских монархов. Памятники Александру II стоят ныне в центре финской столицы, в провинциальном финском городке Хаттула, в центре болгарской Софии, в Одессе.

Бобруйская крепость

Бобруйская крепость, сегодняшний вид
Бобруйская крепость, сегодняшний вид

Строительство этого фортификационного сооружения было начато в 1810 году в преддверии вооруженного конфликта с Францией. К началу Отечественной войны 1812 года Бобруйская крепость была отнесена к первому классу оборонительных сооружений Российской империи. Её гарнизон насчитывал 4000 человек при 344 орудиях.

В войне с Наполеоном крепость сыграла большую роль по двум причинам. Во-первых, она обеспечила продовольствием и подкреплениями 2-ю армию генерала Багратиона, приняла раненных и больных во время марша на соединение с 1-й армией Барклая-де-Толли в Смоленске. Во-вторых, твердыня в течение четырёх месяцев сковывала 12 тысяч солдат под командованием польского генерала Домбровского (того самого, о котором поётся в нынешнем гимне Польши), и так и не была взята.

Военный историк Михайловский-Данилевский писал: «Удачный выбор места, где построен Бобруйск, оказал в Отечественную войну большую, неоценимую услугу. Ни одна крепость России никогда не была такой полезной, как Бобруйск в 1812 году. Если бы там не существовало крепости, князю Багратиону невозможно было бы раньше конца августа соединиться с первой армией, а тогда бы она была уже в окрестностях Москвы».

Строительство новых фортов крепости продолжалось вплоть до 1836 года. В 1817 году её инспектировал император Александр I. В 1820-е годы здесь служили многие известные декабристы — Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин и другие. Здесь же в 1823 году они составили т.н. «Бобруйский план», предполагавший арест монарха во время визита в крепость.

Бобруйская крепость в XIX веке
Бобруйская крепость в XIX веке

После подавления декабристского восстания в Петербурге Бобруйская крепость стала политической тюрьмой, о ней писал Герцен, считавший, что лучше отбывать наказание в Сибири, но не в «страшной тюрьме на реке Березине».

Внутри крепости
Внутри крепости

Во время польского восстания 1830-1831 годов Бобруйская крепость стала опорным пунктом его подавления и тюрьмой для бунтующих мечтателей, грезивших о «Польше в границах 1772 года» (с Беларусью, Литвой и Правобережной Украиной).

Внутри крепости
Внутри крепости

Император Николай I, при котором строительство было окончательно завершено, считал крепость одной из лучших в Европе (этот государь отличался тем, что любил фортификацию и всё, что с ней связано).
По крайней мере, об этом факте говорит статья «Бобруйск» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

Макет-реконструкция вида крепости в XIX веке
Макет-реконструкция вида крепости в XIX веке

Однако со временем стратегическое значение фортов падало. В 1868 году крепость была переведена в разряд 2-го класса, в 1886 году преобразована в крепость-склад, а к 1897 году, потеряв всякое военное значение, её статус как крепости был упразднен.

В годы Великой Отечественной войны красноармейцы два дня (28-30 июня 1941 года) удерживали укрепления. После оккупации города в крепости разместили концентрационный лагерь для пленных солдат Красной Армии, шталаг №131. К августу 1942 года нацисты уничтожили здесь до 40 тысяч человек.

Сегодня Бобруйская крепость имеет статус объекта Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, но находится фактически в разрушенном состоянии. Никаких серьезных восстановительных работ по созданию полноценного музейного объекта не ведётся, хотя Бобруйская твердыня могла бы стать одной из главных достопримечательностей нашей страны.

Не взятая Наполеоном, стоявшая в тылу в Великой армии, крепость декабристов, политическая тюрьма, нацистский концлагерь — поистине в крепости можно было создать потрясающую экспозицию, водить сюда не только школьников, но и туристов со всех концов Европы и не только Европы.

Отметим, кстати, что добротную реконструкцию своей крепости провели власти Латвии в Даугавпилсе. На воротах крепости — двуглавый орлом, и в целом она сохраняет строгий имперский дух XIX века.

Двинская крепость (Даугавпилс, Латвия)
Двинская крепость (Даугавпилс, Латвия)

Иосифовский собор (Могилёв)

minsk14

Постройка этого храма овеяно красивой легендой. В мае 1780 года в Могилеве состоялась встреча Екатерины II с австрийским императором Иосифом II (этот факт действительно имел место). В честь такого события оба монарха заложили камень в основание будущей церкви.

Говорили, что в момент, когда Екатерина и Иосиф склонились над камнем, у императрицы с шеи оборвалось жемчужное ожерелье, и жемчуг россыпью упал на землю. Попытки придворных поднять драгоценные жемчужины Екатерина остановила жестом, при этом сказав: «Пусть жемчужины остаются в земле, но пусть храм, который вырастет на этом месте, будет таким же прекрасным, каким было ожерелье». Многие проекты были ею отвергнуты, пока она не остановила выбор на варианте, предложенном архитектором Николаем Львовым.

Николай Александрович Львов (1753-1804) был одним из ярчайших представителей Русского Просвещения, талантливым архитектором, автором усадьбы Гавриилы Державина на Фонтанке, Невских ворот Петропавловской крепости, Приоратского дворца в Гатчине, собора Борисоглебского монастыря в Торжке, Николаевской церкви в Диканьнке (усыпальница Кочубеев в знаменитом имении, которое воспел в своих произведениях Н.В. Гоголь) и многих других шедевров.

minsk15

В могилёвском соборе посещал богослужения Николай II, сделавший город центром Ставки в годы первой мировой войны. После революции в храме разместили музей истории религии и атеизма, а в 1938 году творение Николая Львова взорвали, поскольку в Могилёв хотели переносить столицу БССР («а золотые купола кому-то чёрный глаз слепили…»).

minsk16

В 2011 году появилась информация о том, что могилёвские власти планируют восстановить собор, но вся проблема упирается в нехватку денег. Хочется верить, что общими усилиями властей, бизнеса, Церкви, гражданского общества город сможет возродить свою утраченную реликвию.

***
Конечно, в этой статье мы рассказали лишь о маленькой частичке утраченного наследия. Список его крайне обширен. Для того, чтобы составить полный перечень утраченных объектов историко-культурного наследия имперского периода, нужна ни больше ни меньше целая энциклопедия. Но всё же эта небольшая статья может если и не побудить читателя к активным действиям, то хотя бы напомнить об утраченных шедеврах нашего Отечества…

Валентин Короткевич