Сергей Гинзбург: «Октябрь 1917-го изменил мир»

Фото: Виталий Дернейко

О предательстве элиты, западных санкциях, выдвижении Собчак в президенты и предстоящей премьере поговорили с Сергеем Гинзбургом, приехавшем в Минск по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3».

– Вы уже давний гость в наших краях, не так ли?

— Очень хорошо знаю и люблю Минск, я здесь работал и жил некоторое время. Кстати, сериал «Волчье солнце» снимался и в Беларуси. Наша группа состояла из украинцев, русских, белорусов и поляков, словом, это был по сути международный проект. Снимали под Раковым, в павильонах «Беларусьфильма», во Львове… Для воссоздания эпохи того времени реквизиторы позаимствовали раритетные предметы у украинских и белорусских коллекционеров. Большую часть реквизита приобрели в Минске, что-то купили на рынках и в антикварных магазинах Львова.

Кадр из сериала «Волчье солнце»
Кадр из сериала «Волчье солнце»

– А кто в сериале вам более симпатичен – герой Мерзликина или Гелы Месхи?

– Мне понятны и симпатичны оба героя. События в картине происходят в 1924-м году. Это вымышленная история, хотя опирается она на фундаментальные исторические факты. Вы можете себе представить что такое революция и гражданская война? А количество потерь и уровень насилия, жестокости и агрессии? Обычному человеку оказывается очень сложно разобраться в этих бушующих страстях. Вы, наверно, не раз были свидетелями того, когда люди совершенно разных политических взглядов – будь то в России, на Украине или в Беларуси – начинают спорить. Кричат патриоты, орут либералы…

Кажется, еще чуть-чуть и они готовы вцепиться в горло друг другу и переходят на визг. И ты думаешь: дай им власть — они и вешать начнут! Влегкую!

Гражданская война — самая мерзкая, самая подлая и самая кровавая из всех войн. В этом фильме нет красных и белых, а есть просто люди. С разными убеждениями. С разными представлениями о будущем страны. Есть хорошие и есть не очень хорошие личности. И это проверяется временем.

— Наверное, многое зависит и от того, как поведет себя в момент революционной ситуации сама власть…

— Мы должны слышать запрос нашего общества на справедливость. А это – социализм, коммунизм и прочие левые течения. И те левые, которые реально на этом сработают, смогут добиться много. То, что произошло в России в октябре 1917-го, изменило весь мир.

1917-1-2

 – В кино, на телевидении появляется много «дешевок», никому не стыдно и никому нет дела, что происходит по сути «жлоболизация» населения.  

– Проблема в том, что сегодня не существует культурной элиты как единого организма. Советская элита, подверженная так или иначе цензуре, саморегулировалсь, и при всей своей полярности Пастернак с «Доктором Живаго» продолжал влиять на советскую культуру не меньше, чем абсолютно лояльные Симонов и Михалков.

В системе было уважение к таланту, к яркой творческой личности. И когда кто-то из поэтов писал строчку рядом всегда незримо присутствовал Пастернак, когда эстрадник выходил шутить – где-то рядом стоял Райкин, когда эстрадник был на сцене, в зале сидел Утесов. И не надо было ничего говорить!

Там был свой сленг, свое понимание, что такое безвкусица и пошлятина, и это создавало понятие культуры.

После перестройки этот культурный слой уничтожен. Мы абсолютно разобщены, появилась масса маленьких островков, исчезли моральные авторитеты.

Средства массовой информации ковырянием в личной жизни, описаниями подробностей быта уничтожили тайну творца. Разрушена преемственность, разрушено самое главное – дистанция между художественной элитой и народом.

– Вы относитесь к тому кругу режиссеров, которые имеют свою гражданскую позицию и открыто об этом заявляют…

– А чего стыдиться, если уверен в своей правоте?! Я рад, что в России стали наконец-то в открытую говорить о том, что происходит вокруг. Не скрывать проблему за дежурными фразами типа «мир во всем мире», а честно объяснять людям, почему вводятся санкции, зачем Россия поддерживает Сирию, что случилось с братской Украиной и так далее, — отметил выступающий. – Мировой кризис коснулся не только экономики, но и идеологической системы.

Америка как законодатель политической риторики все больше и больше напоминает империю лжи. Сам президент этой страны называет свои телеканалы «фейк-ньюс».

А если это так, тогда к чертовой матери летит пресловутый миф о независимости прессы. То, что сегодня наблюдаем в США, напоминает последнее десятилетие Советского Союза, когда боялись сказать правду, немало лгали, а народ все это видел и все понимал.

С 90-ых годов мы даже не заметили, как все отдали на откуп Западу, и сейчас молодежь воспитывается уже на других мультиках, фильмах, комиксах, которые являются частью американской, а не европейская культуры… А ведь именно последняя вмещает в себя Гейне, Гегеля, Моцарта, Шопена, Маркса. Русская, белорусская, украинская, грузинская, армянская – это части именно европейской культуры.

В каждом народе существуют определенные отличительные черты, которые для Запада оказались большим сюрпризом.

Участвуя в противостоянии с Россией, он выдвинули на первый план «холодильник», идеи потребления.

Обратите внимание, санкции, как и вся риторика, в первую очередь направлены на желудок: угрожают, что у нас может пропасть «кола», сыр, устрицы… А им ответили: «Ну и пошли вы! Мы не продаемся».

– В связи с трагическим случаем в армии в белорусских СМИ живо обсуждают тему дедовщины.  Вам знакомо такое явление?

– Конечно! Хотел когда-то даже снять фильм об этом. Наверно, в жизни каждого мужчины армия – вещь запоминающаяся, потому что в 18 лет мы были молоды, дерзновенны, энергичны…

Армию вспоминаю с теплотой и огромным количеством смешных историй, хотя, наверное, там было все далеко не так. Просто плохое забылось, отсталость только хорошее.

Дедовщина существовала всегда. Во всех армиях мира. Приходит молодой солдат, он ничего не знает и ничего не умеет, а тут рядом оказываются опытные старослужащие, которые норовят воспользоваться его беспомощностью.

Дедовщина должна пресекаться прежде всего офицерами. У 18-летних мальчишек в голове ветер. А взрослые мужики в погонах обязаны навести в воинской части порядок.

Что касается такой «легкой» формы дедовщины — когда «старики» перегружают на молодых часть трудовых обязанностей (убрать территорию, заправить постель) – явление нормальное, допустимое.

Самое мерзкое в дедовщине – унижение. В свое время Наполеон решительным образом боролся с телесными наказаниями в армии. А в то время по всей «просвещенной» Европе солдат били по морде бесконечное количество раз.

Он считал, что невозможно говорить с человеком о чести, которого только что обесчестили. Поэтому основная ответственность за дедовщину лежит на офицерском составе, следить за порядком среди солдат – их прямая и главная обязанность.

–Как вы прокомментируете сексуальные скандалы последних месяцев, в частности, историю с продюсером Харви Вайнштейном?

– В Америке что-то случилось с психическим здоровьем народа. Обнародованные откровения более чем странные: спустя 30-40 лет просыпается как-то тетушка и говорит: «Меня 30 лет назад изнасиловали». А что ты молчала все это время?!

Конечно, западной женщине сейчас проще, чем полвека назад. Но периодически она сталкивается с огромным количеством проблем: ее красота, сексуальность являются как ее оружием, так и ее уязвимостью. И странно, что такие актрисы, как Джоли, вдруг заявляют, что когда-то подвергались унизительному насилию. Я понимаю, если актриса сразу же отказалась от роли, со скандалом ушла с проекта, заявив, что подвергались сексуальному преследованию. Тут же последовало бы разбирательство, виновных наказали бы… Но этого не произошло. Актриса благополучно сделала карьеру в Голливуде, возможно, даже благодаря этому грубому насильнику. А это уже немного другая история…

– Недавно в Минск приезжала Собчак, никаких громких заявлений не делала, подчеркнув, что цель визита сугубо коммерческая, выполняла ранее даденные договорённости…

– Сегодня Ксения Анатольевна – журналист, телеведущая. А начинала она как «светская львица». Никогда не понимал этой профессии. Это все равно как на вопрос, кем работает твой папа, мальчик ответит: «Зулусом». Есть такие африканские туристические деревни и такие люди, которые приезжают туда, снимают свой костюм, ботинки, надевают шкуру, берут копье и орут: «У-у-у-у-!»

По части становления и раскручивания себя она добилась больших успехов: ее Instagram насчитывает 5 миллионов подписчиков. То есть Ксения Анатольевна имеет в руках по сути собственную прессу. Ну какая газета может похвастаться пятью миллионами тиража? А ведь ее аккаунт – это еще и свои радио и телевидение, через которые она транслирует собственные взгляды.

sbchk

Собчак хорошо понимает, что она будет услышана. Я не подписан на ее Instagram, но за счет того, что различные посты перепечатываются на ФВ, на дружественных лентах, невольно принимаю участие в этом обсуждении.

С точки зрения рекламной кампании – блестящий ход. Она ничего не теряет в подобной ситуации, а только выигрывает. Ход беспроигрышный: Собчак берет нас себя протестный электорат и так называемый электорат «по приколу». Недавно Собчак заявила, что если Навальному позволят выдвинуться, то она снимет свою кандидатуру.  То есть с точки зрения пиара Ксения Анатольевна запускает целый квест, который, при определенном раскладе, может принести еще и политические дивиденды. Одни сплошные плюсы, и это печально, потому что в стране нет ни одного политика, который реально готов бороться за власть.

«По приколу», поржать — круто, а вот реально что-то предложить, не превращая политику в балаган, достаточно сложно.

– Вы работаете над сериалом «Зорге», а чем вас привлекла фигура легендарного разведчика? 

– Зорге был убежденным коммунистом и человеком, который за эти убеждения пошел на казнь. Согласитесь, не всякий, даже искренно отстаивающий свои идеи, станет в этой жизни Джордано Бруно.

Кадр из сериала «Зорге»
Кадр из сериала «Зорге»

Зорге — из тех титанов эпохи, который искренне служил не столько Советскому Союзу, сколько своему представлению о справедливости. Что, помимо идеологии, двигало этим человеком, что это была за игра? Фильм уже почти готов: идет процесс озвучки, создание дополнительной графики. А время выхода на Первом канале пока держим в секрете.

Елена НИКОЛАЕВА