Максим Осипов
Новые страны — новые возможности для бизнеса. И новые риски. В США потери компаний от глобального мошенничества десятилетие назад оценивались в 200 млн долларов, сегодня — в разы выше. В России недавно ряд сталелитейных заводов получил заманчивое предложение из Нигерии — стать участниками крупного контракта и обладателями солидных сумм за чисто «символический» (тысяч в 100 долларов) взнос наличными.
К счастью, белорусские предприятия объектом внимания глобальных финансовых аферистов становятся редко. И все же прецеденты были и есть. По состоянию на середину этого года МТЗ зарубежные покупатели были должны 149 млн долларов, МАЗу — 71 млн. В 2012 году казахстанская предпринимательница зарегистрировала товарный знак нашего «Бархима», закрыв тому дорогу на местный рынок. В том же году загремел за решетку ставропольский коммерсант, обманувший «БелОМО» более чем на 20 млн рублей.
По данным Генпрокуратуры, у белорусских предприятий за границей «зависло» более полумиллиарда долларов.
Об этом шла речь в сентябре на совещании у Президента. Генеральный прокурор Александр Конюк причину задолженности усматривал в какой–то неуместной инертности наших экспортеров:
«Некоторые наши субъекты с упорством, достойным лучшего применения, направляют в одну и ту же точку нашу продукцию без оплаты. И у меня как прокурора возникает сразу вопрос: заинтересованность? Личная, материальная и так далее?»
В таком случае, конечно же, вмешательство правоохранительных органов более чем оправданно. Но если это банальное неумение работать? Косность мышления, совершенное невосприятие меняющейся рыночной конъюнктуры? В том, что умение продавать — это искусство, сегодня, пожалуй, не сомневается уже никто. Обделенность же такими талантами для маркетинговых служб — совсем не приговор, полагает председатель Белорусской торгово–промышленной палаты Владимир Улахович. И подсказал выход — членство в БелТПП. Ведь главная задача палаты — это продвижение белорусской продукции, развитие международных экономических связей. Приоритет — развитие и поддержка национального экспорта.
Предполагаются и обкатываются новые формы поддержки экспорта. Например, работа с торгово–экономическими советниками посольств разных стран. Специалисты БелТПП уже провели несколько встреч с ними, помогли посетить ведущие промышленные предприятия, что принесло реальные результаты. Такую практику намерены продолжать и развивать, давать возможность нашим предприятиям напрямую представлять себя. Сегодня торговые советники из 55 стран хотели бы встретиться с представителями белорусских производителей. И уже в декабре советники ряда посольств посетят наши предприятия.
До конца года и сама БелТПП намерена быть у каждого производственника, что называется, в кармане. Речь идет о переводе максимума услуг в электронную версию. Пока оцифрована вся база сертификатов, но палата намерена доказать свою мобильность целиком: планируется внедрение личного электронного кабинета, чтобы с компьютера или любого мобильного устройства обеспечить предприятиям доступ к услугам. Часть этой системы будет внедрена до конца текущего года. В состав БелТПП входят 2.165 предприятий. Более 60% из которых — малые и средние. Но в палату вступают не только они, но и индивидуальные предприниматели. Это очень важно.
Прежде всего для самих предпринимателей — добавлю от себя.
Ведь долгожданный Декрет № 7 повлечет за собой не только всплеск предпринимательской активности. Как всегда бывает, найдутся и те, кто будет не прочь, попросту говоря, облапошить молодой и неопытный бизнес, только–только становящийся на крыло.
Блоком от таких поползновений как раз и может выступить корпоративная защита. Спрашиваю Владимира Улаховича, способна ли БелТПП уберечь наших производителей от недобросовестных партнеров:
— Стопроцентной защиты, увы, не даст никто. Но мы стараемся, естественно, недобросовестных контрагентов из списка своих контактов исключать. Способствуют тому состав наших деловых советов, деловая репутация их участников. Понятно, что Петер Шпулер (генеральный директор компании «Штадлер Рэйл Групп». — Ред.) не позволит себе рекомендовать нам проходимцев.
В Правительстве прогнозируют, что в следующем году рост экономики в равной степени будет обеспечиваться как за счет внутреннего, так и внешнего спроса. До 20 декабря Президент поручил представить окончательный проект бюджета–2018. Приоритетные задачи при его формировании — выплаты по внешним обязательствам без наращивания долга, обеспечение в полном объеме всех расходов по социальным выплатам и заработной плате. И — сохранение господдержки экспорта наших товаров. Производителю остается пожелать одно — на поддержку рассчитывай. Но и сам не плошай.
«СБ. Беларусь сегодня»