Совместная экспертиза, проведенная израильским МИДом и МВД, показала, что украинские туристы, пытающиеся получить в Израиле статус беженца, могут вернуться на родину, поскольку там им не угрожает опасность, оправдывающая предоставление убежища в Израиле.
Аналогичное решение было принято ранее в отношении туристов из Грузии, которые также массово пытались получить временный статус и рабочую визу хотя бы на срок рассмотрения просьбы.
В связи с тысячами подобных просьб от граждан из Грузии и Украины, которые, въезжая в Израиль по туристической визе, остаются в стране и подают просьбу об убежище, в МВД, с одобрения Минюста, разработали специальную ускоренную процедуру отказа. Для этого надо, чтобы страна проживания туриста была признана «демократической и безопасной».
В отношении Грузии МВД уже провело соответствующую работу, с Украиной дело было запутаннее из-за конфликта в восточной части страны. Но отныне и она с точки зрения Израиля считается «демократической и безопасной».
Поэтому, если заявка на получение статуса беженца из этих стран не содержит описания конкретных угроз непосредственно заявителю, а описывает общую нестабильную обстановку в стране, жалобы на абстрактный полицейский произвол, неспокойную обстановку, принадлежность к оппозиции и проч., подобные жалобы не будут рассматриваться по несколько месяцев или даже лет, как раньше, чиновники смогут отклонять их автоматически в ускоренном порядке.
Как отмечают в МВД, новый порядок при рассмотрении просьб туристов из Грузии снизил объемы заявок — за первое полугодие 2017 года просьбы подали лишь 1328 туристов оттуда (в прошлом году их было 3668). Зато объем претендентов с Украины, которая пока не считалась в Израиле «безопасной страной», только рос. За первые шесть месяцев этого года поступило 5718 просьб.
Увеличение числа ходатайств из Грузии и Украины в последние годы совпало с введением безвизового режима с этими странами. Это облегчило въезд в страну претендентам на статус беженца и создало целую инфраструктуру из посредников и юристов, которые поставили на поток работу по приему туристов и их оформлению в качестве просителей убежища. За «ведение дела» они берут с иностранцев несколько тысяч шекелей, хотя в конце концов МВД отказывает практически всем. Но они могут затянуть рассмотрение дела, что позволяет приезжим работать в Израиле на протяжении длительного срока.
С 2015 года грузины и украинцы подали в сумме 19.033 просьбы о получении политического убежища, «добавившись» к 40 тысячам аналогичных претендентов из африканских стран.
По словам чиновников МВД, хотя практически во всех этих просьбах было отказано, очень немногие из просителей уехали из страны, большинство осталось в статусе нелегалов и работают «по-черному» – на стройках, на уборке, на заводах, на скотобойнях.
Их ищут, иногда даже находят и депортируют из страны, но в небольших количествах. Из 3221 иностранца, высланного в 2016 году, включая людей с просроченной визой, было 1166 украинцев и 432 грузина.
Этот поток, который в МВД называют «туризмом беженцев», в МИДе считают нормальным и неопасным. Вопрос с Грузией уже практически решен благодаря ускоренной процедуре отказов, с Украиной тоже, хотя решить его было сложней, поскольку там действительно идет война, и эту ситуацию было невозможно предвидеть во время отмены визового режима. Но в целом, считают в МИДе, нет причин отменять безвизовый режим с указанными странами, и Израиль вполне в состоянии справиться с этим побочным эффектом, особенно учитывая, что с недавнего времени на Украине действует безвизовый режим с ЕС.