Союзное государство. Путевые очерки

your.onegine (flickr.com)

Из песни не выкинешь слова, а из сознания старшего и среднего поколения — того почетного факта, что мы родились в стране под названием СССР. Эта общая великая родина перестала существовать в истории, но не в наших сердцах; промелькнувшие годы не разделили с братскими народами. Поэтому так хочется (и нужно!) знать, как складываются их судьбы, как выглядят и развиваются сегодня бывшие республики бывшей советской страны.

Выбирайте их для путешествий. Это правильно, здорово, познавательно. Часто мы ищем впечатлений в чужих далеких странах, в то время как не менее удивительное находится рядом, в нашем Союзном государстве. Один из его замечательных уголков — Республика Татарстан. Побывайте там при возможности, а то и целенаправленно. Ей-богу, не пожалеете. Это отличное место не только для стандартной туристической поездки, но и для исторического экскурса, и для паломничества, и просто для того, чтобы многое понять в политике, экономике и в жизни. Недаром в 2016 году Татарстан занял первое место (наряду с Санкт-Петербургом) в номинации «Российский экскурсионный отдых» премии National Geographic Traveler Awards.

Фото: Valentin Barko

Красота казанская

Два часа лёта от Москвы — и вот она, Казань, за свою древнюю историю и богатейшую культуру названная третьей столицей России. Поздним вечером она вспыхивает под крылом самолета россыпью огней, как ханская сокровищница; широкими темно-синими рукавами ее обнимают полноводные Волга и Кама, бережно прижимая к груди русской земли. Место знатное: богатое, видное, завидное, перекрестье земных и водных путей-дорог. Неудивительно, что много лет оно было полем сражений и распрей, и каждый народ стремился поставить здесь ногу попрочнее. Тут после долгого пути в поисках новой родины обосновался булгарин — прародитель казанских татар и чувашей; приподнявшись на стременах, из-под руки всматривался в горизонт воинственный ордынец; впереди русского войска победителем въезжал в ворота крепости Иван Грозный. Через года и века разные культуры смешались (но не слились), создав единый неповторимый облик Татарстана; споры и войны отошли в лету, а вечное солнце по сей день светит здешним жителям сквозь разноцветные витражи истории и традиций. В этом состоит особое очарование древней земли.

Погода, природа, политика

Столица Татарстана встречает прохладой и моросью, утром в небе всходит яркий солнечный диск и быстро раскаляет воздух, затем проливной дождь опять почти мгновенно сменяется жарой — все сразу и помногу.

Фото: muzhchina
Фото: muzhchina

Казань хороша собой в любую погоду. Здесь подружились достаток и вкус, стройно сыгрались между собой природные и рукотворные материи: камень мостовых и набережных, литье решеток и фонарей, обилие ухоженной зелени и цветов, вековая кирпичная кладка и пестроокрашеное дерево частных особняков. Эта их нарядная яркая раскраска и особенность конструкции — кирпичный первый этаж и деревянный второй — национальная «изюминка». И вообще в наряд города повсюду вплетены нити национальной традиции, которые, как бы не современизировалась столица Татарстана, не позволят спутать ее ни с одной другой.

Многолик и местный уклад жизни, в котором не просто мирно, а достойно и красиво сосуществуют представители свыше ста народов, ислам и православие, современность и традиции. Белоснежные иглы минаретов соседствуют с золотыми куполами православных храмов, тюбетейки и платки в толпе — с по-европейски смелыми модными нарядами, шикарные новостройки — с бережно отреставрированными старинными зданиями. В толпе звучат татарская и русская речь, и все понимают друг друга.

Не всегда так было

В 90-е годы, когда разваливался Союз, многие лидеры бывших республик требовали независимости; в полный голос заявили о себе националистические группировки. В Казани тоже начались демонстрации под лозунгами «Татарстан — для татар!». Зияющая воронка кризиса затягивала людей все глубже в безработицу, безденежье, неизвестность. Город приобрел статус криминальной столицы России.

Фото: kvatukin
Фото: kvatukin

— Берите независимости, сколько сможете проглотить, — напутствовал тогда рвущихся к самостоятельности руководителей республик Борис Ельцин, но с главой Татарстана — умным, опытным, преданным дружбе с Россией Минтимером Шаймиевым — говорил потом отдельно.

— Минтимер, вы ведь останетесь?

— Конечно.

Он никогда не мыслил своей страны и своего народа вне России.

Об этом Шаймиев рассказывал на встрече с журналистами, участницей которой мне посчастливилось стать. Это главный момент моего путешествия и тот случай журналистского везения, за которым наш брат корреспондент согласится не только слетать, а и пешком сходить в Казань: первый президент Татарстана, а ныне советник действующего главы республики Шаймиев — великий человек, легендарный политик, одно из лиц нашей эпохи.

Над интервью с ним я работаю, и вы сможете прочесть его позже.

Мудростью, волей и непререкаемым авторитетом первого президента республики в Татарстане были установлены порядок, мир и дружба между народами. И это не форма, не лозунг, а суть внутренней политики. Подтверждения можно видеть на каждом шагу, на простом бытовом уровне.

— Ну что, нравится наша Казань? — с нескрываемой гордостью спрашивает наш водитель Андрей, ловко проводя белую громадину автобуса по плотному транспортному потоку. — Мы и сами, сколько возим туристов, столько ею восхищаемся. Здорово, да?..

— Да, очень здорово. А вы сам местный?

— Нет. Украинец, с Донбасса.

— И как вам здесь живется? Все вы тут такие разные… находите общий язык?

— Да легко! Вот смотрите сами. Жена у меня — татарка. Полюбили друг друга в молодости, поженились. Теперь ее родственницы приходят к нам домой, свои исламские традиции соблюдают, молятся. А на Пасху она яйца красит, пироги печет. Вырос у нас сын, женился на местной девушке. У нее отец — чуваш, а мать — русская. Уже двое внуков вон бегают; кто они — я и сам не пойму. А живем дружно…

Надо ли что-то добавлять?

Экономика… просто должна быть. И она здесь есть.

Это уж точно. Татарстан — богатая земля. В первую очередь нефтью и газом. Тут благодатные почвы и трудолюбивые люди, многие из которых уже владеют сотнями и тысячами гектаров, развивают частное производство во всех сферах. В стране мощная промышленность: машиностроение (КАМАЗ, самолеты и др.), предприятия химии и нефтехимии. На одном из них под названием «Казанское публичное акционерное общество «Органический синтез» мы побывали. Это огромное предприятие — целый город из множества корпусов, со сложнейшим технологическим комплексом. Здесь производится более 1 млн тонн химической продукции в год, около 40% всего российского полиэтилена. «Оргсинтез» — крупнейший экспортер продукции в Европу, ведущий производитель газопроводных полиэтиленовых труб, фенола, ацетона, охлаждающих жидкостей, химических реагентов для добычи нефти и осушки природного газа. Нужды в кадрах на предприятии нет, оплата труда и увесистый соцпакет являются стимулом для прилежной работы.

Казанская икона Божьей Матери

Список великой святыни, почитаемой всеми православными верующими, находится в Богородицком монастыре. Когда-то неподалеку от этого места (обозначенного ныне часовенкой) девочке по имени Матрёна ночью явилась Богородица и указала, где лежит ее чудотворный образ. Икона действительно была там найдена и впоследствии оберегала святую Русь и православный народ в самые лихие времена: великой смуты и польско-литовского нашествия, перед началом Полтавской битвы, Отечественной войны 1812 года. Перед ней молились Петр I и Михаил Илларионович Кутузов. В начале XX века икону в богато украшенном окладе украли. Вора потом нашли, а образ — нет. Но в 2005 году римский папа подарил Казани хранившийся в Ватикане старинный список Заступницы православной Руси, который так же щедр на чудеса (и по сей день).

Фото: Dmitry Silin
Фото: Dmitry Silin

Казанский Кремль

Для любителей истории в столице Татарстана просто необъятное поле интересов: объекты — один интересней другого. В любом случае начинайте осмотр достопримечательностей с Казанского Кремля. Он был построен по велению Ивана Грозного псковскими зодчими как знак и форпост русской державности. Старинный каменный город дошел до наших дней, как и его духовное сердце — Благовещенский собор. С православным храмом-патриархом соседствует бело-бирюзовая красавица-мечеть Кул-Шариф, минареты которой возносятся ввысь почти на 60 метров, а вместимость достигает 1,5 тысяч человек. Она «молодая», недавно построенная. Это соседство задает тон двухголосью русской и татарской культур, которые прочно переплелись в святом для обоих народов месте. В Кремле сохранились Спасская башня, остатки оборонительных стен (по свидетельствам очевидцев, крепость была выстроена по европейским канонам и могла выдержать любую осаду) и других сооружений, каждое со своей историей, а то и легендой, как, например, слегка накренившаяся под напором времени башня царицы Сююмбике. По народной версии, юная красавица, не желая выйти замуж за Ивана Грозного, поставила ему условие: в три дня построить высокую башню. Когда невыполнимая задача была все же выполнена, Сююмбике попросила разрешения полюбоваться с башни окрестностями, взошла на нее и бросилась вниз. Историки усматривают в этой сказочной истории расхождение с фактами, но звучит она красиво. К башне можно прислониться и загадать желание, попросив царицу о его исполнении…

В общем, в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО просто так не включают, а Кремль включен в данный документ с 2000 года. Здесь активно ведутся реставрационные работы, которые дарят археологам все новые и новые замечательные находки вроде старинных фресок с изображением Казанской Божьей матери XVI века, усыпальницы казанских ханов и других сооружений.

Инна ФЯКСЕЛЬ, «Навiны Старадарожчыны»