Ольга Костюкевич
Не многовато ли у нас в стране образованных молодых людей? Нет, я рассудком не повредилась. Это я про великое множество новоиспеченных выпускников вузов, размахивающих свеженькими дипломами. И у меня один простой вопрос: зачем?
Я не про всех, безусловно. Но…
Культивируемое нашими бабушками и дедушками, произносимое с придыханием «высшее образование» в своей прошлой, советской ипостаси, совершенно себя изжило.
Это раньше считалось: заполучил «корочку» – стал человеком. Без нее ты как бы неполноценен. Ну то есть ты мог работать, скажем, шофером или поваром, и это было безусловно почетно, но все-таки не то. Не протер штаны на студенческой скамье, гранит науки не погрыз, стало быть, мозгов не хватило на что-то серьезное. Вот и подался в работяги. Правда, толковый токарь шестого разряда мог получать в два раза больше инженера, но разряд еще и заработать нужно было… В фильмах, конечно, пелись оды тяжелым будням фабричных и сельских тружеников, но в жизни фактически каждый родитель желал дитяти лучшей доли – заветного в/о. Да, высшее образование тогда было бесплатным, но чтобы иметь право его получить, советские абитуриенты готовились мама не горюй. Поступали по несколько лет, сушили мозг, тряслись над каждой копейкой стипендии. Ибо потом, предоставляя диплом в отдел кадров, ты мог рассчитывать на более перспективную работу, научную карьеру, вообще – на другой уровень жизни. Тогда это было своеобразным пропуском в клуб образованных, а значит, лучших и успешных.
А что мы видим сейчас? Родители все так же ратуют за высшее образование, но оно из пропуска превратилось в индикатор. Только чего – непонятно. Чтобы указать в графе в соцсетях – престижный или не очень вуз ты окончил? «Ура-а-а, мы уже не студенты!» – пестрят фото в Инстаграм с выпускных многочисленных вузов страны. Окей, ребята. И что дальше? Кто вы? Куда вы? Отучились на радость мамам с папами. Но все ли пойдете трудиться по специальности и дальше совершенствовать навыки, полученные за годы учебы? В Беларуси 51 вуз. Из них 9 – частной формы собственности. А нужно ли стране столько? Ей-богу, сейчас зачастую родители вздыхают не о том, получит ли их ребенок высшее, а будут ли у них для этого деньги. Многие из студентов учатся на платных отделениях, многим снимают квартиры, а кому-то и покупают. На каком факультете учиться – бывает вообще неважно.
«Все равно дядя Вася возьмет тебя в свою строительную фирму, сынок, а тебя к тете Мане пристроим в салон массажисткой, дочка». Ведь у сына лучше получается шифер класть, а у дочки пальцы волшебные, на раз боль в спине снимают. Но у обоих будут пылиться дипломы юриста и экономиста. А сразу нельзя было детям сказать: ребята, зачем вам 5 лет своей жизни тратить непонятно зачем? Нет, нельзя! – категорично ответят родители. Куда без высшего образования? Они что, недалекие какие-то, чтобы в ПТУ свои документы отдавать?
Почему мы до сих пор стесняемся рабочих профессий? Почему не престижно быть маникюршей/продавцом/официантом? Почему не встречались мне фразы в соцсетях – учусь на сантехника/столяра/плиточника? Стыдно признаться, чтобы не повесили ярлык «неудачник»? Зато я встречала таксиста с дипломом физика, делала маникюр у девушки, выучившейся на библиотекаря, мне ремонтировал телефон выпускник радиотеха в частной мастерской.
А вспомните тех, кто получил первое, второе, третье высшее и «десерт» в виде курсов. Наверняка такие знакомые у любого найдутся. И вот учатся люди бесконечно, тасуя, как карты, полученные дипломы и специальности, а что в итоге? Там 5 лет, там еще три годика, ну и парочка лет на разные курсы.
И сам себе человек боится признаться, что тошно уже скороговоркой профессии свои крутые перечислять. А потом… Дорогие работодатели, встречаем аплодисментами Степана – преподавателя древнеславянской филологии – бухгалтера – программиста – коуч-тренера интимной психологии. Нужное подчеркиваем, не стесняемся!
А может, этот Степан с детства фигурки из дерева отлично вырезает. И стал бы первоклассным ремесленником, и зарабатывал бы кучу денег, открыв свою мастерскую. Но разве это профессия, кривятся родители и открывают для учебы ненаглядного сына банковский счет. Учебы бесконечной и зачастую бессмысленной…
В новостях прозвучало разумное: количество студентов в вузах должны определять не ректоры, которые заинтересованы в платниках, а Министерство труда и социальной защиты и Министерство экономики. А пока, как сказал персонаж в какой-то современной российской комедии: «Никто не хочет хорошего образования. Все хотят хороший диплом».
«7 дней»