На пресс-конференции в Польше Михаил Саакашвили скромно назвал себя «адвокатом Лукашенко» на Западе, а заодно осчастливил прогрессивную общественность глубоким анализом белорусско-российских отношений.
«На данный момент Путин, с Лукашенко или без него, хочет прихватить себе Беларусь, и мы не должны давать ему такой возможности», — заявил Саакашвили.
Слово «мы» из уст человека, уже месяц как не имеющего никакого гражданства, звучит неубедительно. Очевидно, имелись в виду журналисты польского радио «Рация», которые задавали вопрос.
Кстати, свой материал они озаглавили достаточно нейтрально: «Саакашвілі не выракаецца ранейшай падтрымкі Лукашэнкі».
А вот портал tut.by, который мастерски перевел новость с белорусского на русский, вывесил ее под заголовком «Путин, с Лукашенко или без него, хочет прихватить себе Беларусь» — в общем, в который раз мы увидели, как tut.by расставляет акценты и как трепетно относится к российско-белорусским отношениям.
Из этого же интервью можно узнать, что, по авторитетному мнению Саакашвили, после учений «Запад-2017» часть российских войск может остаться на территории Беларуси. «Армейские подразделения могут быть использованы как для действий против Украины, так и для оккупации Беларуси…»
«…и Грузии», — хотели добавить мы, но вспомнили, что это какая-то старая песня.
9 августа Саакашвили продолжил гастроли и посетил Литовскую Республику, где снова вернулся к белорусской теме:
«Думаю, что Россия собирается занять и аннексировать Беларусь. Во время учений будет привезена инфраструктура. Таким образом, угроза не исчезла, она только возрастает», — заявил Саакашвили порталу Delfi. И сразу же добавил, что «вероятность захвата стран Прибалтики сейчас стала меньше, так как НАТО «более реально оценивает исходящую от Москвы опасность».
Несмотря на «меньшую вероятность захвата», от литовского паспорта Саакашвили отказался, чем наверняка обидел эту богатую и процветающую страну, граждане которой разбегаются по Евросоюзу прямо со школьной скамейки. Вероятно, только и осталось, что привлекать в Литву трудовые ресурсы вот таким замысловатым способом.
Грузинская кухня
Гостеприимных литовцев не смутило, что на родине Саакашвили проходит:
☞ по делу об убийстве банкира Сандро Гиргвилиани;
☞ по делу о растрате государственных средств из фонда Специальной службы государственной охраны Грузии на личные нужды на сумму 9 миллионов грузинских лари;
☞ по делу о жестоком избиении депутата грузинского парламента Валерия Гелашвили;
☞ по делу о захвате и отъеме телекомпании «Имеди», в критической форме освещавшей деятельность режима Саакашвили,
— все это сообщает грузинская прокуратура про нашего «адвоката» и требует его немедленной экстрадиции.
Однако надо понимать, что Саакашвили — не страшный государственный преступник, а отыгранная фигура, которую пытаются использовать во внутренних разборках между конкурирующими силами. Несмотря на внушительный, на первый взгляд, перечень обвинений, нынешний проамериканский режим в Грузии, скорее, делает из Саакашвили пугало для сограждан; разговоры об экстрадиции бывшего лидера, очевидно, призваны отвлечь население от более насущных проблем.
Проамериканская правящая партия «Грузинская мечта» является центристской и евроатлантистской, заявляет своей целью «внедрение западных ценностей», а также вхождение в состав ЕС и НАТО. Нейтрализация оставшихся сторонников Саакашвили в Грузии — тактическая задача партии, поскольку основным конкурентом «Мечты» является «Грузинское национальное движение», основанное Михаилом и возглавляемое им в период президентства. В 2016 эта партия получила 27% мест в парламенте, однако раскололась на две фракции в 2017.
Грузинский левый публицист Нугзар Попхадзе пишет:
«Ошибаются те, кто всерьез считает Саакашвили странствующим по свету болтуном. Это далеко не так. И даже изолированным, посаженным за решетку он будет опасен, причем не только из-за весьма солидного количества своих сторонников, но и по причине своей безграничной энергии, болезненной и неуемной фантазии, пиар-таланту, политической демагогии и наглости.
Истории с костюмами, с казенными деньгами, которыми оплачивались услуги выписанной из-за рубежа личной массажистки, с подношениями Ксюше Собчак и другим заезжим подхалимам, романтические взимоотношения с певицей Софо Нижарадзе, преподносимые общественности, как «нашумевшие» дела против Саакашвили, стали темами анекдотов и издевательств. Не работают и сюжеты, связанные с такими бедами, как «веники» в тюрьмах, «тайные» аудио- и видеозаписи, ибо преподнесены были общественности бездарно, в виде идиотских шаржей».
Свой среди барыг
Списанный с грузинских счетов, в мае 2015 Саакашвили получает гражданство Украины и на следующий день становится главой Одесской области.
Через полтора года он был отправлен в отставку, а в июле 2017 лишен гражданства. Между этими двумя событиями он заявил о президентских амбициях, и в ноябре 2016 даже анонсировал создание собственной партии. Целью будущей партии он провозгласил «смену существующей так называемой политической элиты, а на самом деле барыг и отбросов общества», которые, по его словам, «контролируют все ветви власти в Украине».
Также в декабре 2015 у Саакашвили разразился публичный скандал с министром внутренних дел Украины Аваковым. Рождённый в Баку армянин в Киеве кричал на грузина: «Убирайся из моей страны!», а тот ему отвечал: «Бе-бе-бе-бе-бе!» Причём кричали и бакинский армянин, и грузинский одессит по-русски.
Чуть позже Аваков опубликовал смонтированное умельцами в погонах видео встречи Саакашвили с российским олигархом Дмитрием Мазепиным, из-за которого и разгорелся конфликт.
Российский химический олигарх и владелец «Уралхима» тогда выражал горячий интерес относительно участия в приватизации Одесских ОПЗ, для чего вел негласные переговоры с главой одесской администрации и крупным борцом с коррупцией Саакашвили.
Впоследствии, уже будучи в свободном полете, Саакашвили решил показать Порошенко, кто в украинском доме хозяин:
«У меня была двухчасовая встреча с Порошенко в марте этого года на Мальте. Это было два часа угроз и шантажа с его стороны. С тех пор я сталкивался с различными неприятностями, я думаю, что это было его последнее предупреждение, — сообщал Саакашвили украинской прессе. — Он сам неожиданно предложил встретиться. Мы встретились, и это было два часа. Он мне говорил, что я должен остановиться, перестать критиковать, как он говорил, раскачивать Украину, выполнять план Путина… на что я рассмеялся ему в лицо.
Я ему сказал, что «план Путина» — это то, что он делает. Потому что он установил стратегический альянс с Ахметовым, держит в парламенте барыг, и с ними договаривается. Я считаю, что это — «план Путина» гораздо больше, чем то, что я делаю».
Хотя в тот момент Саакашвили уже особо «ничего не делал», неудивительно, что после подобных высказываний он остался без украинского паспорта. Возможно, впрочем, что его демарш — лишь первая ласточка, и вслед за бывшим губернатором из Украины в Евросоюз потянется цепочка перебежчиков и просто желающих вынести сор из порошенковской избы.
ТАСС уполномочен заявить
По сведениям Саакашвили, Владимир Путин до сих пор якобы уверен, что Лукашенко договорился с американцами о непризнании мятежных грузинских регионов. «Ничего подобного не было, — заявил политик. — Американцы мне тогда сказали — бессмысленно с ним говорить», — пишет tut.by.
Чтобы проверить, насколько хорошим адвокатом Беларуси был Саакашвили, что он на самом деле тогда говорил и думал, мы обратились к интересному сайту «Викиликс», который содержит утечку архива разведданных США, в том числе и по странам СНГ.
Там можно найти немало интересных деталей. Например, в тексте телеграммы, направленной в Вашингтон из посольства США в Грузии и датированной 25 сентября 2009 года, излагается содержание беседы Саакашвили и заместителя помощника государственного секретаря США Тины Кайденау.
В тот день Саакашвили обсуждал возможность признания Абхазии и Южной Осетии со стороны Беларуси. На встрече Саакашвили заявил, что «Беларусь находится на грани принятия такого решения», и отметил, что «надеется, что Запад будет действовать быстро, чтобы не допустить такого шага со стороны Беларуси» (интересно, что скрывается за обтекаемой формулировкой? — А.Л.)
Также, по его утверждению, «Лукашенко ненавидит Владимира Путина, и именно поэтому он (Лукашенко) не запретил импорта грузинской продукции в 2006 году». Несмотря на это, «Беларусь испытывает сильное экономическое давление со стороны России и долго не сможет выдержать».
Как видим, за прошедшие восемь лет пластинка у адвоката не поменялась. Никак мы не можем выдержать, и вот-вот нас прихватят. Также Саакашвили в ультимативной форме заявил американцам, что «если в случае признания Евросоюз не выдворит Беларусь из инициативы «Восточного партнерства», тогда Грузия его покинет».
Это тоже очень по-братски. Учитывая, что против белорусских предприятий уже тогда действовали американские санкции, для Беларуси было важно наладить отношения с ЕС, и Саакашвили бил в больное место.
Американцы же себя повели более сдержанно, чем наш дорогой адвокат.
Кейденау ответила Саакашвили, что «Беларусь непоследовательна и непрогнозируема, но обещала, что США сделают все, что могут, чтобы помешать в целом процессу признания, а конкретно вопрос Беларуси обсудят с европейцами».
На том и разошлись. На встрече Саакашвили сопровождали советник Госдепартамента по вопросам Кавказа и региональных конфликтов Бирнер и исполняющий обязанности заместителя посла Фишер. Очевидно, кто-то из них и направил отчет о беседе.
Адвоката лишают лицензии
Оппозиционная пресса, которая так лихо перепечатывает любую чушь об учениях «Запад» и «оккупации», в силу ограниченности не соображает, что пиар личности Саакашвили — наглядный пример того, что цветная революция делает со своими лидерами: позор, скандалы, уголовное преследование в собственной стране и постоянная угроза выдачи — закономерный итог цветной биографии.
И уж точно не ему давать советы, с кем торговать, сотрудничать и проводить военные учения.
Так, в феврале прошлого года Саакашвили дал интервью журналу «Большой», в котором отчётливо показал, что не принимает ни белорусскую экономическую модель, ни белорусскую ментальность и не владеет внутренней ситуацией в стране. Мы процитировали пару характерных ответов.
На вопрос о «феномене Александра Лукашенко»:
— Сохранить Советский Союз в XXI веке невозможно. До определенного момента это работало, но невозможно выстроить Китай в XXI веке в центре Европы.
На вопрос о реформах:
— Прорыв Грузии был в том, что мы победили Совок. Мы не победили советский менталитет в каждом человеке, но мы создали систему, при которой поворота назад уже не будет.
На вопрос о причинах Донецкого кризиса:
— На Донбассе проблема была не в национальной идентичности. Все случилось не из-за языкового вопроса или бандеровцев. Это был Советский Союз в головах у людей, а не Россия. С советскими отношениями, с бандитами и разборками. И им вдруг сказали, что мы все идем в Европу: «Как в Европу? Мы ж Советский Союз!» С «ватой» разговор бесполезен — там телевизионный экран стоит перед глазами. Что бы ты ему ни говорил, у него один ответ — «америкос».
Вся перечисленная ахинея говорилась искренне и даже отдаленно не стыковалась с официальной белорусской позицией или взглядами нашего Президента, более того, откровенно им противоречила. Зато Саакашвили выражал обеспокоенность, что белорусским добровольцам в АТО не дают украинского гражданства, рассказывал, что белорусские футбольные болельщики пели с украинскими песню «воины света» — гимн евромайдана, как они сдавали кровь для ВСУ и т.д.
Забавно, что в том же самом интервью ситуацию в Одесской области, где наш герой на тот момент являлся губернатором, он характеризует как «феодальный строй», но сложить два и два Саакашвили не в состоянии, и списывает весь разведенный бардак на ненавистный «совок».
Адвокат-то он адвокат, вот только Беларусь, в отличие от Грузии и Украины, где поработал Михаил, сохраняет суверенитет, территориальную целостность, независимость во внешнеполитических решениях и не ложится под внешнее управление, как некоторые постсоветские страны.
Если уж Саакашвили возомнил себя адвокатом Беларуси на Западе, то ему стоило бы поговорить с Ландсбергисом и главой литовского МИДа, которые так радушно приняли его в Литве, насчет белорусской атомной станции и поставок электроэнергии в Евросоюз.
Но решать сложные и насущные проблемы региона белорусский «адвокат» не собирается, и вместо этого рассказывает сказки про учения «Запад-2017» и «оккупацию» — так в очередной раз проявляется популистская сущность Саакашвили, а значит, и адвокатская лицензия у него — липовая.
Андрей Лазуткин, imhoclub.by