С Бандерой в Европу?

Глава польского МИД Витольд Ващиковский заявил в интервью изданию Wsieci о том, что удалось стабилизировать отношения с Беларусью, и «сегодня между нашими государствами нет идеологической войны».

В разговоре с журналистом он подчеркнул, что с Украиной, наоборот, возникло серьезное историческое разногласие:

— Наше послание очень ясно: с Бандерой вы в Европу не войдете. Мы говорим об этом как громко, так и негласно.

Ващиковский заявил, что «ворота Европы» будут открыты Киеву только после того, как окончательно будет решен вопрос с равными правами для польского меньшинства.

Вот как прокомментировали в ФВ эти заявления в Беларуси:

Алексей Дзермант, политолог:

— Особо контрастно это выглядит на фоне заявлений о том, что Украина с Бандерой в Европу не пройдет.

При всей исторической сложности отношений с Польшей, с этой страной можно иметь дело. Я понимаю очень подозрительную реакцию на это с российской стороны, но у нас есть опыт «сглаживания», умиротворения польского фактора.

В Беларуси проживает почти 300 тыс. поляков, около миллиона католиков и судя по тому, что только 75 тыс. граждан Беларуси приняли «карту поляка», большинство из них вполне лояльные граждане нашей страны.

В конце концов, поляки тоже сражались с нацизмом и его инкарнацией — бандеровщиной. Есть, конечно, сложное отношение к советскому опыту и коммунизму, но коммунизм у нас сейчас, как сказал один мой польский знакомый, — это что-то вроде католического традиционализма у них.

Парадоксально, но коммунизм — это Европа, а Бандера — нет.

Игорь Зеленковский, редактор сайта «Западная Русь»:

— Интересное заявление. Ведь всего две недели назад, 22 июня, Польский Сейм принял закон о сносе памятников солдатам Красной армии, освободившим Польшу от фашистов во время Великой Отечественной войны. Этот закон был приурочен к дате нападения Фашисткой Германии на СССР. Кстати, как раз в тот день началось героическая оборона пограничной с Польшей Брестской крепости.

Да, в Польше сильны традиции ордена иезуитов.

Однако, в современной РБ память о Великой Отечественной основа государственной идеологии. Кроме этого у Польши никуда не делась ностальгия по Восточных кресам, по крайне мере в границах до 1939 года. А это (без всякой идеологии) не готовы принять белорусы. Так что думаю не срастётся с Польшей. Предыдущие ее разделы с потерей государственности ничему не научили сарматскую шляхту.

Напомним, что посол Польши Ян Пекло был приглашен в МИД Украины в связи с вышеупомянутым резонансным высказыванием.

Дипломату было указано, что Киев «с разочарованием» воспринял слова польского министра. По утверждению украинской стороны, Пекло заявили о необходимости «более сдержанного подхода польского политикума к чувствительным историческим вопросам».

Чрезвычайный и полномочный посол Украины Маркиян Лубкивский ранее заявил, что заявление Варшавы об исторических разногласиях с Киевом является несвоевременным.

Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим Волобуев в беседе с Национальной службой новостей (НСН) отметил, что Польша не сможет повлиять на решение вопроса о вступлении Украины в ЕС, поскольку сама имеет шаткое положение в Евросоюзе.

Степан Бандера был лидером запрещенной в России экстремистской Организации украинских националистов (ОУН). В 1943 году боевики ОУН по приказу своего руководства совершили массовые убийства этнических поляков. По различным оценкам, жертвами так называемой Волынской резни стали от 30 до 100 тысяч человек. Польские политики неоднократно осуждали Киев за героизацию Бандеры и других деятелей украинского национализма.

Вероника Трикало