Никита ПАЛЕЦКИЙ
На минувшей неделе Минск посетила делегация Европейского парламента по связям с Беларусью. Визит был двухдневный, обстоятельный. Состоялся он после длительного перерыва в отношениях между Европарламентом и официальным Минском и стал очередным свидетельством того, что европейские институции на белорусском направлении уходят от политики жесткой конфронтации в пользу конструктивного диалога.
Коррекция европейского зрения
Раньше ведь было как? Европарламент не признавал белорусские выборы и отказывался от каких-либо контактов с Национальным собранием Республики Беларусь, надеясь, что Минск «исправится» и проведет такие выборы, которые понравятся Брюсселю.
Минск проявлял завидную выдержку и стоял на своем. «Исправляться» не желал. Европейские рекомендации по изменению избирательного законодательства и правоприменительной практики умело волокитил, не уступив, по большому счету, ни пяди своей электоральной земли.
И дождался-таки коррекции европейской политики.
Сегодня все органы объединенной Европы фактически признали, что санкционная стратегия в отношении Беларуси никаких результатов не дала. Политики Европейского союза по-прежнему упрекают официальный Минск в отсутствии политических и экономических реформ и прогресса с правами человека, но в один голос заявляют о необходимости диалога с белорусской властью.
Брюссельские бюрократы придумали даже для такой коррекции удобный термин – «критическое взаимодействие». То есть: критиковать все равно будем, а вот игнорировать – уже нет.
И это безусловная победа белорусской дипломатии, которая наглядно показывает, что можно улучшать отношения с западными соседями, оставаясь стратегическим союзником Российской Федерации.
Оппозиционный диагноз
В соответствии с духом этой новой политики Представительство ЕС в Минске анонсировало визит делегации Европарламента как желание и возможность услышать не только голос оппозиции, но и мнение белорусских властей на процессы, происходящие в нашей стране. Это был мощный сигнал, так как прямых официальных контактов между европейскими и белорусскими парламентариями не было на протяжении дюжины лет.
И тут во всей красе проявила себя белорусская радикальная оппозиция, привыкшая к тому, что от имени белорусского народа с Европой имеет право говорить только она, но никак не официальные органы власти. Ее ряды охватило волнение.
Под ногами зашаталась земля. На глазах рушилась мечтательная парадигма «демократическая Европа не будет вести дела с белорусской диктатурой».
Новые тенденции в отношениях Минска и Брюсселя застали оппозиционеров врасплох. И последовала их глупая, мелочная и суетливая реакция.
Один из лидеров правого крыла оппозиции, председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько упрекнул Европарламент не по содержательной части визита, а по составу его делегации.
Бдительный либерал загодя оповестил белорусскую общественность, что трое из пяти членов делегации Европарламента являются симпатизантами «русского мира». Белорусская служба Радио «Свобода» процитировала полную безнадегу от г-на Лебедько, который «не ждет от Татьяны Жданок, Вольдемара Томашевского и социал-демократов» – вы только представьте себе! – «принципиальной, ценностной позиции».
Мечта белорусского либерала
Разумеется, либерал Лебедько мечтает о том, чтобы все люди на земле думали и действовали точно так, как думает и действует либерал Лебедько. Это, по мнению белорусского оппозиционера, и есть демократия.
Но в составе делегации Европарламента не все думают так, как г-н Лебедько! Чего хорошего ждать от такой делегации и такого визита?
Слава тебе господи, что возглавляет делегацию депутат из Польши Богдан Здроевски. Он, как отметил Лебедько, «член Европейской народной партии», «мы с ним в постоянной коммуникации». Это сущая правда. Объединенная гражданская партия имеет в ЕНП статус наблюдателя, и Фейсбук г-на Лебедько пестрит иллюстрированными сообщениями с европейских фуршетов, на которые он по милости ЕНП периодически попадает.
Неплохо, что в составе делегации христианский демократ из Германии Михаэль Галлер – он также представитель фракции ЕНП в Европейском парламенте.
А дальше – полное безобразие.
Особенно досталось от Лебедько представительнице Латвии Татьяне Жданок, которая «имеет репутацию спикера «русского мира» в Европарламенте», «очень близка к России и официальному Кремлю».
Я бы продолжил список «преступлений» Татьяны Аркадьевны перед Анатолием Владимировичем. Это сейчас она входит в экологическую фракцию «Зеленые», а вообще-то прославилась активностью в пророссийском движении «За права человека в Латвии», защищая русскоязычных «неграждан» перед демократичным латвийским правительством. В 2004 году стала первым русским (по национальности) депутатом Европарламента. Плюс ко всему, периодически выступает в программах Владимира Соловьева на российском телевидении. Клейма, как говорится…
Литовский депутат Вальдемар Томашевский не из «русского», конечно, «мира». Но тоже лицо подозрительное. Лидер польского меньшинства. Замечен в критическом отношении к демократическим властям Литвы. И в контактах с политическими лидерами иных (в том числе и русских) организаций национальных меньшинств. Как такому доверять?
Социал-демократ из Латвии Андрей Момыкин тоже лишен доверия г-на Лебедько. Русский по национальности. И не либерал же…
Смех Богдана Здроевски и дуэль Андрея Момыкина
Во время двухдневного визита руководитель делегации Европарламента дал интервью TUT.BY и БелаПАН. Журналисты попросили польского политика прокомментировать состав делегации и «пророссийские» взгляды некоторых ее членов.
В отличие от суетливого Лебедько, г-н Здроевски показал себя уравновешенным политиком и даже дипломатом: «Я не могу оценивать взгляды своих коллег по делегации».
А дальше он проводит политический ликбез для г-на Лебедько, чтобы тот усвоил наконец порядок формирования делегаций Европарламента по тем или иным странам:
«Люди сами записывались в делегацию по Беларуси, и мне сложно оценить их мотивы. Но я не открою секрет, если скажу, что делегация по Беларуси считается одной из самых проблематичных и не самой привлекательной. В делегации по Австралии или Японии выстраивается очередь коллег (смеется)».
Смеется ведь, по сути, над Лебедько, который возмущался составом делегации и не понимал, что это проблема самой Беларуси, раз работать с ней среди депутатов Европарламента находится так мало желающих. Пятеро вот нашлось. Так спасибо им надо сказать, что предпочли нас и наши проблемы Австралии и Японии.
Один из этих пяти, латвийский социал-демократ г-н Момыкин, тоже попавший в «список Лебедько» как неблагонадежный, в интервью «Еврорадио для Беларуси» популярно объяснил, почему Европарламент решил изменить свою политику в отношении нашей страны:
«Много лет европейские политики слышали исключительно мнение оппозиции о том, что происходит в Беларуси. Но пришло время услышать и другую сторону».
Трудно представить, что может возразить этим словам адекватный человек. И ни это ли является демократией, когда мы имеем возможность высказать и выслушать все точки зрения?
Андрей Момыкин простым языком рассказывает белорусским оппозиционерам правила демократии: «Дискуссия с депутатами вашего парламента была до такой степени горячей, что, по законам драматургии, дальше надо было или посуду бить, или вызывать собеседников на дуэль. Но высказав претензии с обеих сторон, мы попрощались как давние друзья».
Власть гнет свою линию
Следует отметить, что комментарии всех членов делегации Европарламента в ходе и по итогам визита в Беларусь выдержаны в деловом, конструктивном духе. Их принадлежность к разным фракционным группам, на чем строил свои мрачные прогнозы Анатолий Лебедько, публично никак не проявилась.
Видимо, европейские парламентарии действительно открывают новую страницу в отношениях с нашей страной и действуют по принципу «не навреди».
Примечательно, что в столь же выдержанном, деловом и конструктивном духе высказались о результатах визита и белорусские официальные лица.
Заместитель председателя Палаты представителей Болеслав Пирштук отметил стремление Беларуси «играть активную роль в обновлении широкомасштабного диалога между Востоком и Западом». Есть важные проблемы общеевропейского значения, решение которых без участия нашей страны не представляется возможным. И здесь вице-спикер белорусского парламента назвал, в первую очередь, задачи обеспечения военно-политической, энергетической и экологической стабильности, а также взаимодействие по борьбе с преступностью и нелегальной миграцией.
Ясно, что в ходе визита не обошлось без обсуждения сложных вопросов двусторонних отношений. В пресс-релизе Министерства иностранных дел Беларуси об это сказано сухой, но емкой фразой: «В ходе встречи состоялся открытый разговор по самым «чувствительным» темам, включая проблематику прав человека». Похоже, это имел в виду евродепутат Момыкин, когда говорил о возникавшем порой желании бить посуду или вызвать собеседника на дуэль.
Вполне допускаю, что радикальная белорусская оппозиция глубоко разочарована спокойным и деловым характером визита. Ей хотелось возврата в недалекое прошлое: резких оценок, взаимных обвинений, дуэлей, битья посуды и новой заморозки отношений между Брюсселем и Минском.
Ничего этого не произошло. Европейские депутаты и государственные чиновники сильно разочаровали обиженную белорусскую оппозицию.