
Студенты-стройотрядовцы из России, которые участвуют в строительстве БелАЭС, рассказали, почему на белорусскую стройку их отбирали по конкурсу и легко ли это – заслужить настоящую стройотрядовскую штормовку-«целинку».
Впервые на атомную электростанцию в Островце студенты из РФ приехали еще 4 года назад, и с тех пор российский десант неизменно летом на БелАЭС. Корреспондент Sputnik Юлия Балакирева побывала на атомной стройке и узнала у стройотрядовцев, почем он, трудовой белорусский рубль.
Первая в жизни работа
В 2013 году БРСМ и РСО (Российские студенческие отряды — Sputnik) подписали специальное соглашение, и с тех пор российские и белорусские студенты ездят в составе стройотрядов на работу в братские страны.
Нынешним летом россияне трудятся у нас на двух объектах. Это минский стадион «Динамо», на котором работают студенты из Питера, и БелАЭС в Островце.
На станции этим летом трудится сводный белорусско-российский отряд имени дважды Героя Советского Союза маршала Николая Крылова. Студентов из РФ немного: на 278 бойцов их 65. Но каждый — на вес золота.

Основные работы ведутся на строящемся втором реакторе. У стен последнего работают белорусы. На наш вопрос «где же российские ребята?», студенты указывают наверх.
«Внутри реактора. Работа там считается экстремальной, а у россиян как раз спецразряды есть», — пояснили нам молодые люди.
Работать наверху действительно непросто. Все пространство вокруг будущего реактора заполнено арматурой, которую впоследствии зальют бетоном. Она уложена слоями, конца и края которым не видно. Строителям приходится проползать между прутьями и связывать их. Неужели парням не страшно?
«Да я уже привык, хотя работаю здесь только с 4 июля», — ответил 21-летний студент Никита. Для него работа на БелАЭС стала первой в жизни.
Парень пошутил, что его габариты позволяют ему не застревать внутри, поэтому бояться нечего.

«А вообще у нас требования к технике безопасности здесь очень серьезные. Ремень, каска, очки — все это обязательно», — уже серьезно рассказал собеседник.
Гости из наукограда
Этим летом на станции работают студенты спецвузов России. Это и Национальный исследовательский ядерный университет (НИЯУ), и Обнинский институт атомной энергетики, и МИФИ, и Московский государственный строительный университет.
Никита из МИФИ, его отряд в Беларусь был направлен Росатомом.
«Наш отряд несколько заявок посылал — в Обнинск, на другие объекты, но от Росатома нас выдвинули на белорусскую стройку», — пояснил студент.
«К поездке готовились серьезно. У нас были собеседования, потом, начиная с марта, — субботники. Кто лучше всего себя зарекомендовал, тот сюда и поехал», — рассказали они.

Парни только окончили первый курс, а здесь, в Беларуси, им впервые пришлось узнать, что такое труд.
«Если честно, времени на развлечения нет. Приезжаем часам к шести домой. Пока умоемся, покушаем, уже и спать надо», — говорят они.
Несмотря на эти трудности, поездка в Беларусь для них — большое приключение. Они с улыбкой вспоминают, как с шутками и песнями ехали сюда в плацкартном вагоне поезда.
С Беларусью они еще как следует познакомиться не успели, но охотно делятся первыми впечатлениями.
«Люди у вас добрые, доверяют друг другу. У нас такого нет», — отмечает Саша.
«И еще у вас намного чище на улицах», — добавляет Дима.

Приятно удивили россиян и условия проживания. В этом году всех студентов заселили в 2-комнатные квартиры нового дома в Островце. В них, правда, проживают по 9 человек, но, как отмечают студенты, это все же лучше, чем жить в общаге. Тут есть вся необходимая техника и мебель. И все это за счет принимающей стороны.
Еще один студент из Обнинска Сергей честно признается, что о строящейся АЭС раньше ничего не слышал и прибыл сюда, чтобы это исправить.
О Беларуси тоже ничего не знал. Правда, нашу «мову» слышать доводилось.
«У меня бабушка на белорусском говорила. Ухо не режет. Приятный язык», — отметил студент.
Все, что заработал, отдал родителям
«Я об отрядном движении услышал от родителей. Они были на целине четыре раза. Папа даже был командиром. А потом я узнал, что у меня в университете есть стройотряд, ну и, конечно, не мог не записаться», — признается Евгений Ильницкий.

По словам Жени, многие студенты просятся на АЭС, потому что всем хочется побывать где-нибудь подальше от дома.
«У меня специальность «Атомная станция. Проектирование, эксплуатация, инжиниринг». Поэтому приехал сюда, для меня это будет полезным опытом», — пояснил Ильницкий.
У каждого студотряда свои традиции, обряды посвящения.
«Если посмотрите повнимательней, то некоторые студенты носят куртки — «целинки». Это значит, что они уже не в первый раз едут на «целину». Все это очень раззадоривает ребят», — признался собеседник.
Что касается финансовой стороны, то зарплаты в 500 белорусских рублей россиянам вполне достаточно. По мнению Жени, ее уровень не ниже, чем в РФ.

«Я понимаю, что многие любят кидаться словами. Но говорю честно: не ради денег сюда поехал. В прошлом году все, что получил, отдал родителям», — признается студент.
Как отметил Sputnik руководитель аппарата студенческих отрядов Дмитрий Парамонов (Россия), ребята приезжают в Беларусь с удовольствием. Да и зарплатой довольны.
«Конечно, если по московским меркам, то зарплата небольшая, а для регионов вполне приемлемая», — ответил он.
В этом году белорусские ребята участвуют на стройках в Санкт-Петербурге, работают в центре «Орленок».
«Помимо трудового семестра мы организуем другие проекты. Например, добровольно-патриотическая акция «Молодежь строит Союз», в рамках которой ребята из двух стран проводят трудовые акции, изучают историю, в частности, Великой Отечественной войны», — сказал Парамонов.

Участие в стройке АЭС у российских студентов считается престижным. Ребят выбирают на конкурсной основе — они должны хорошо учиться, иметь профильное образование.
«Чтобы попасть сюда, нужно пройти конкурс. У нас все отряды подают заявки. Соответственно, отбираются лучшие из лучших. Например, и на российские, и на ваш конкурс был порядка 3-4 человек на место», — отметил Дмитрий.
Фото Виктор Толочко
sputnik.by