Начать сначала и найти себя на новой родине

Среди иностранцев, которым в Беларуси предоставлены статус беженца или дополнительная защита, самую многочисленную группу — более 1,6 тысячи человек — составляют жители Украины. Порядка 500 проживают в Минске и Минской области, в числе которых и семья Бояджян.

Эдуард Александрович впервые приехал в Беларусь в конце 2013 года, еще до начала вооруженного противостояния в Донецкой области. Вслед за другом устроился в одну из строительных организаций Минска. Думал поработать немного и вернуться на родину. Но вскоре оттуда стали поступать тревожные вести. Летом 2014-го его родная Горловка, где остались жена Татьяна с двумя детьми, мать и брат, превратилась в арену вооруженного конфликта. Во время одного из обстрелов снаряд попал в автобусную остановку прямо возле их дома, погибли люди. В другой раз был ранен близкий друг Эдуарда. Жители начали спешно покидать город.

2

Вокзал оказался выведенным из строя, транспортное сообщение нарушено, рассказывает собеседник. Но Татьяна с детьми смогли добраться до Харькова, оттуда взяли билет на Минск. Однако впереди ждали другие сложности. На подъезде к белорусской границе украинские таможенники сняли их с поезда — отсутствовало разрешение на выезд детей, женщина не смогла оформить его в городе, находящемся в состояния хаоса. Эдуард срочно выехал за родными и сам привез их в Минск.

Первое время приходилось тяжело, вспоминает глава семьи. Раньше жил в общежитии, с приездом жены и детей пришлось снимать в Минске квартиру. И хотя речь шла о скромной однушке, для семейного бюджета статья расходов оказалась неподъемной. Начали искать другие варианты, в результате переехали в агрогородок Вишневка Минского района.

Постепенно жизнь наладилась. Татьяна устроилась в местный детский сад воспитателем. Сын и дочь пошли в школу, и, хотя преподавание здесь ведется на белорусском языке, проблем с успеваемостью у ребят нет. Эдуард продолжает трудиться в столице разнорабочим в компании «СтройМонолит». Сейчас он работает на возведении многоквартирного дома на пересечении проспекта Дзержинского и улицы Щорса.

Статус дополнительной защиты, который получили члены семьи, дает им все необходимые права для комфортной жизни на новой родине. Возможность устраиваться на работу без специального разрешения, иметь доступ к медобслуживанию, а также дошкольному, общему среднему и специальному образованию для детей.

Им очень нравится в Беларуси, признается собеседник. Импонирует, что здесь везде порядок, чувствуется развитие и движение вперед.

— В Минске четко видно, на что идут деньги от налогов, — отмечает Эдуард Бояджян. — Тут думают о людях и много делают для горожан. Когда смотришь на город с крыши высотки, приятно удивляешься — вся столица в башенных кранах. Грустно осознавать, что на моей родине таких современных и комфортабельных домов, как здесь, не строят уже давно.

За что еще полюбила семья Бояджян свою вторую родину? За добросердечность и отзывчивость белорусов. Жители агрогородка отнеслись к новым соседям с большой теплотой, помогли обустроиться, отдавали теплую одежду, обувь, бытовые принадлежности. У всех членов семьи здесь появились новые друзья, что очень важно, когда живешь вдали от родных и близких.

За все время пребывания в Беларуси у них не возникало сложностей при решении вопросов с госорганами, им всегда шли навстречу. Видя такое отношение, хочется отплатить тем же — трудиться на благо страны, признается собеседник.

Благодарны супруги за помощь также Представительству УВКБ ООН в Беларуси и Белорусскому Обществу Красного Креста. Когда главу семьи уволили с прежнего места работы в связи с сокращением, ему помогли устроиться на новое. Поскольку Бояджян воспитывают двоих несовершеннолетних детей, ежемесячно получают пособие в размере порядка 200 рублей.

— Мы с женой как-то вспоминали, что в школе сдавали деньги на марки Красного Креста и не понимали, зачем вообще это нужно, — рассказывает собеседник. — Зато теперь, когда сами столкнулись с вынужденной миграцией, поняли важность такой помощи. В критических жизненных ситуациях людям просто необходима поддержка, которая позволит им снова встать на ноги.

Конечно, семья внимательно следит за новостями с родины. Поддерживает связь с близкими, друзьями, бывшими коллегами, оставшимися в Горловке. Некоторые из них, как, к примеру, мать Эдуарда, наотрез отказываются покидать свой дом, другие попробовали наладить новую жизнь вдали от родины, но по тем или иным причинам решили вернуться. О собственном будущем Бояджян пока не загадывают. Главное, чтобы на их родной земле побыстрее наладилась нормальная жизнь.

— Знаете, раньше мы не осознавали до конца важность слова «мир», — делится мыслями Эдуард. — Подшучивали над старшим поколением с его «лишь бы не было войны»… А вот теперь поняли: спокойная жизнь — основа основ. Иначе нет почвы под ногами, нет стабильного будущего…

Справочно

По данным на 1 января 2017 года, в Беларуси статус беженца предоставлен 929 иностранцам, дополнительная защита — 1 844. Численность лиц без гражданства — 6 182 человека. В 2016-м с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты обратились 788 человек. В пятерку стран, граждане которых чаще всего ищут убежище на белорусской земле, входят Украина, Афганистан, Сирия, Грузия, Ирак.

В Минске и Минской области проживают 235 беженцев, 543 человека — с дополнительной защитой и 1 733 — лица без гражданства.

Оксана Мытько, «Минск-Новости»