Почему стране выгоднее размещать евробонды, чем брать валютный кредит.
На прошлой неделе наша страна привлекла 1,4 миллиарда долларов, разместив после долгого перерыва в очередной раз евробонды — на 5,5 и 10 лет. Доходность по обоим выпускам больше 7% годовых, что значительно выше процентов по кредиту, который, скажем, можно было бы получить от МВФ. Почему Правительство решило, что лучше занять деньги на таких условиях? Насколько сильно этот шаг увеличит и без того немалые выплаты страны по госдолгу?
Давайте попробуем ответить на эти вопросы, поняв, что вообще собой представляют эти нашумевшие евробонды. На рынке долгосрочных ценных бумаг — это особый вид долговых обязательств. Заемщиками по ним выступают правительства, крупные корпорации, международные организации и некоторые другие институты, заинтересованные в привлечении финансовых ресурсов на достаточно длительный срок. Впервые эти инструменты появились в Европе и получили название евробонды. По сути, это облигации, выпускаемые в валюте, отличной от национальных валют кредитора и заемщика, и размещаемые одновременно на рынках нескольких стран, за исключением страны-эмитента. Как правило, основная цель выпуска евробондов — поиск альтернативных источников финансовых средств (наряду с традиционными внутренними, скажем, банковскими кредитами), а также диверсификация займов.
У нашей страны, кстати, уже был опыт размещения таких облигаций. В январе 2011 года семилетние суверенные еврооблигации размещались на 800 миллионов долларов под 8,95% годовых. Этот выпуск до сих пор находится в обращении. Кроме того, в июле 2015-го Минфин погасил 1 миллиард долларов по евробондам, размещенным в 2010 году.
Что же заставило Правительство вернуться на этот рынок? Одна из причин явно кроется в преимуществах еврооблигаций. Это экономия издержек в связи с привлечением капитала (может достигать 20%). Мало юридических формальностей и обязательств, принимаемых эмитентом. Почти нет ограничений по направлениям и формам использования заемных средств. По сравнению с кредитами того же Международного валютного фонда евробонды выглядят лакомым кусочком. Ведь МВФ выдвигает множество требований: приватизация, повышение тарифов на ЖКУ, сокращение зарплат в реальном секторе экономики и бюджетникам и прочие. Здесь же главное — вовремя погасить долг и проценты. И все!
Кроме того, от МВФ денег можно ждать только после бесконечного количества консультаций и миссий. Да и то гарантии никакой нет. В случае с евробондами все проще: есть спрос — будут деньги. А спрос на наши облигации был. Наша страна взяла только половину того, что могла бы. Совокупный спрос инвесторов превысил 3,1 миллиарда долларов, а взяли всего 1,4.
И это несмотря на то, что Минфин, готовясь к размещению еврооблигаций, в соответствующем проспекте указал 15 рисков. Например, уязвимость государства перед коррупцией, перед внешними шоками, неустойчивость белорусской валюты, сложные отношения с Евросоюзом и США, влияние конфликта в Украине, частые споры с Россией. Выходит, зарубежные инвесторы поверили в платежеспособность нашей страны.
Можно, наверное, немного взбодриться и нам. Поскольку ставки в 7,125% и 7,625% годовых, которые Правительство предложило инвесторам, наводят на мысль, что у государства есть хотя бы небольшая уверенность в стабильности экономики на ближайшие годы.
Надеюсь, что все было несколько раз просчитано и решение принималось не в спешке. В принципе, косвенные подтверждения этому есть. Все-таки о привлечении денег с помощью евробондов начали говорить еще в прошлом году. Тогда министр финансов Владимир Амарин заявил, что Беларусь планирует привлечь до 1 млрд долларов. Вот только размещаться хотели на семилетний срок, чтобы «учесть все наши пиковые платежи и не увеличивать их». Итоговый срок – 5,5 и 10 лет. Вероятно, так мы получим еще меньшую нагрузку на бюджет.
Владислав Кулецкий, «СБ. Беларусь сегодня»