Плохо, когда мало высокого сала

BFoto.ru

В большинстве своем наши хозяйства специализируются на разведении свиней мясных пород — ландрасов и йоркширов. Свинина от них, может, и дешевая, но мясо жестковатое. Да и сало такое тонкое, что назвать его салом можно с большой натяжкой. Белорусские же сальные породы свиней разводят в единичных случаях, и вполне возможно, что в скором времени их будет еще меньше. Между тем у них масса достоинств. Один белорусский аналог хамона — сыровяленые окорока — чего стоит. Плюс настоящее сало, которое в народе называют «высокое». Это самый, пожалуй, ценный национальный продукт, но на рынке его редко встретишь, да и стоит оно в полтора раза выше свинины мясной категории. Корреспондент «СГ» разбирался, почему эти конкурентные преимущества отечественных пород свиней производители практически не используют.

c091
Поросята белорусской крупной белой породы на ферме в Носовичах

В Беларуси две отечественные породы свиней — белорусская черно-пестрая и крупная белая. Несколько лет назад ученые Научно-практического центра по животноводству проанализировали их продуктивность. Выяснилось, что у крупной белой лучшие показатели в странах СНГ. Многоплодие — 11,9 поросенка, возраст достижения молодняком 100 килограммов — 175 дней, толщина шпика — 22 миллиметра, конверсия корма — 3,3 килограмма, выход мяса — 59 процентов.

Селекцией ученые занимались 40 лет. За это время многоплодие поросят от одной свиноматки увеличилось в 1,3 раза, среднесуточные привесы — на 255 граммов, выход мяса — на 6 процентов. При этом затраты корма удалось уменьшить на 1,2 кормоединицы.

Еще один немаловажный плюс – низкое содержание концентратов в рационах. Сальные свиньи лучше переваривают корма с большим содержанием клетчатки и менее требовательны к содержанию протеина. В рационе можно использовать траву, ботву, картофель, тыкву и мякину.

А вот какие тактико-технические данные, к примеру, йоркшира. В идеальных условиях возраст достижения 100 килограммов – 160 дней, толщина шпика — 9,5 миллиметра. Содержание постного мяса – 60 процентов. Одним словом, импортные поросята и растут неплохо, и мяса дают немало.

А это и есть самое главное для производителей в рыночных условиях. Ведь спрос на свинину из года в год растет, выпущенная и переработанная продукция нарасхват у потребителя. Эта погоня за прибылью – практически смертный приговор собственным породам. Хотелось, чтобы это было преувеличением, но если практически уничтожены генофондные стада на племзаводах имени Дзержинского, «Жгунский», «Гончаровский», «Реконструктор», «Индустрия», «Нача», «Порплище», то как это назвать по-другому?

Есть ли смысл заниматься разведением белорусских свиней вообще, где сейчас можно увидеть это на практике?

Один из адресов — ОАО «Красная Буда» Добрушского района, свиноводческая ферма «Носовичи». Здесь одно из самых последних генофондных стад белорусской крупной белой. Годовая его мощность — 4 тысячи голов, но можно и больше, как минимум в 2,5 раза.

Свиней в хозяйстве разводят более 70 лет – это более 45 поколений. В 80-х годах построили четыре помещения. Два из них используют для откорма по шведской технологии — крупногрупповое содержание по 150—200 голов молодняка на соломе, оставшиеся два нужно реконструировать.

Однако денег на это пока нет. Хотя уже составлен проект и начаты подготовительные работы. И практика говорит, что в ремонте есть смысл, в хозяйстве умеют работать с поголовьем. В действующих помещениях отличная технологическая дисциплина, ведется зоотехнический и племенной учет. Основное стадо прошло экспертизу по ряду генных показателей и заболеваний в лаборатории молекулярных исследований животных Института генетики и цитологии НАН.

Не могут не радовать и результаты тестирования – который год сохраняются высокий уровень многоплодия маток, рост молодняка и качество свинины. К примеру, за январь—апрель многоплодие составило 9 поросят. Их привесы – 131 грамм, на доращивании — 596, на откорме – 648 граммов. При этом расход корма не превышает в среднем по ферме 3,5 кормоединицы (минус 0,7 к прошлому году). Себестоимость — 2323 рубля, а рентабельность по итогам квартала 21,8 процента. Так что затраты на реконструкцию помещений окупятся без проблем. Почему бы не развивать дальше хозяйство?

А вот в КСУП «Племзавод «Ленино» Горецкого района, где содержатся более 8 тысяч голов белорусской черно-пестрой, ситуация хуже. Хотя спрос на продукцию немалый — свинину покупают как на мясокомбинате, так и в местном райпо. Есть интерес и со стороны российских производителей.

Это неудивительно, говорит начальник свинокомплекса Екатерина Якимович. Наличие межмышечного жира в мясе придает ему мраморность, оно имеет приятный запах, что привлекает покупателя. И при этом высокий расход кормов, содержание поголовья в устаревших помещениях и, как итог, минусовая рентабельность.

Как видим, дело не в генетике и не в том, что это сальная отечественная порода и у нее малый выход мяса. Проблема и в одном, и в другом случаях чисто утилитарная – помещения, технологии, а отсюда трудности с воспроизводством стада. Даже несмотря на то, что поросята устойчивы к разного рода заболеваниям по своей генетике.

И, конечно же, высокие затраты на корма. Свиньям уже нельзя, как это было раньше, давать траву, ботву, корнеплоды — из-за мер по профилактике АЧС только гранулированные комбикорма. Их хозяйства вынуждены закупать на КХП и тратить на это немалые деньги. Впрочем, это проблема не только свиноводческих хозяйств — львиная доля в себестоимости молока, говядины или мяса птицы составляют корма.

В нашем случае видим, что у одних разведение белорусской породы выгодно, у других – нет. И здесь дело не только в условиях содержания, кормления. Многое зависит от руководителя, коллектива, квалификации кадров. В «Красной Буде» конкурентоспособность белорусской породы показали на практике, извлекают выгоду и не гонятся за модой на мясные породы.

Тем более что белорусские породы вполне можно использовать в сочетании с йоркширом. И можно получить то самое высокое сало. Как показывает анализ, многоплодие в таких случаях может доходить до 12 голов, среднесуточный привес — до 900 граммов. А выход мяса — до 63 процентов. Только вот сможет ли производитель поставить необходимое количество поголовья для разведения в хозяйстве?

КОММЕНТАРИИ

Заведующий лабораторией разведения и селекции свиней РУП «Научно-практический центр по животноводству» Николай ЛОБАН:

— В результате повсеместного скрещивания свиней белорусской крупной белой породы в селекционно-гибридных центрах созданы заводские популяции породы йоркшир. После ликвидации трех контрольно-испытательных станций уже более 10 лет нет объективной оценки племенной ценности хряков и маток по мясо-откормочным качествам. На научное сопровождение белорусских пород выделяется по 18—20 тысяч рублей в год. Этой суммы недостаточно для финансирования необходимого количества научных сотрудников и достаточного уровня их мотивации. Произошли сворачивание производственных и научных школ селекционеров, торможение и даже регресс в племенных стадах.

Урон нашему свиноводству нанесла АЧС. Многочисленные запреты на перемещение животных парализовали нормальную селекционную работу и племпродажу. В итоге подпитка промышленных свинокомплексов чистопородным молодняком сократилась за последние пять лет в десять раз. Вдобавок ко всему ветеринарная служба по причине несоответствия племзаводов требованиям биобезопасности развернула работу по их ликвидации.

Вместо возрождения отечественного племенного свиноводства под предлогом того, что наши животные хуже западных, взят курс на массированный завоз племенных свиней по импорту, на что тратятся десятки миллионов долларов. Хотя импортные животные менее адаптированы к нашим условиям кормления, они болеют и массово выбывают из оборота.

Константин Ковалев, «Сельская газета»