Игорь Вирабов
(Вчера, случайно, в белорусском Бресте)
Какое у нас Время?
В какое время мы живем?
Миллион человек найдет, что ответить, – но ответы их, как правило, истеричны и пусты.
Один Кирисюк знает ответ правильный.
* * *
Он в мундире, при исполнении, не соврет. Ему верят дети и девушки: льнут, трут его пуговицы, даже отрывают – как верный талисман. Одним словом, шел я вчера вечером мимо улицы Советской – по пограничному городу Бресту. А тут чугунный циферблат с отчетливым ответом на этот странный вопрос. Что за Время? Забудьте про тех, кто закатывает глаза и заламывает руки. Присмотришься – а над чугунным циферблатом проявилась надпись: »Время зажжения фонарей». Это про то самое наше время. Которое нам отмерено. Которое у нас есть — пока мы сами есть. И которое мы любим клясть почем зря. Фактически здесь, посреди улицы, чугунный транспарант гласит зевакам: жизнь вам дана лишь как возможность – зажигать фонари. Мы-то думаем про Время невесть что. А оно вон что.
* * *
Зовут фонарщика Виктор Кирисюк. Человек-метафора по канцелярскому завету значится электромонтером. И здешней знаменитостью. Каждый день, круглый год, на улице Советской он зажигает старомодные фонари с горелками. Его волшебное огниво и волшебные часы висят на поясе с роскошной бляхой. Чирк-чирк. Ровно семнадцать фонарей. К каждому по лесенке.
* * *
От фонарей не то чтобы светло, как днем. У этих фонарей, у этого фонарщика все улыбаются, бегут за ним и греются душой. Он раздает благословения налево и направо – девчонки, э, да что там, и суровые мужчины млеют. Он невозмутим и благосклонен, как архангел Гавриил. Так девочка Алиса читала надписи на пузырьках — и начинала уменьшаться или вдруг расти: в зависимости от того, во что верила. Стрелки на чугунных часах в начале улицы указывают каждый день – во сколько ждать сегодня. Вернее, во сколько сегодня – еще раз попытаться ничего не прозевать. Вчерашним вечером было – в 21.40. Все по-честному.
* * *
Что вы делали вчера в свои условные 21.40? Позавчера? Вы, привыкшие грешить на Время? На вашей улице горят все фонари? Ну хоть один? Пробьют часы – придет к вам Виктор Кирисюк и спросит. Строго спросит.
* * *
PS А Жан Татлян споет свою самую известную песню – если вы понимаете, о чем я.
Фото автора