Каждый белорусский националист сталкивается в своей жизни с проблемой: как ему отметить 9 мая. Демонстративно посадить в этот день картошку? Тихо взгрустнуть о сладких временах оккупации? Пощелкать пневматической пушкой? Посмотреть порнуху «Эльза — волчица СС»?
Конечно же, нет. Надо постараться максимально донести до общества свой маргинальный взгляд на войну. Вот и маститый белорусский историк и обозреватель полицаев Александр Гелогаев по случаю праздника рассказал «Радио Свобода» всю правду о лучших друзьях белорусского народа — коллаборационистах, от которой горят мониторы, идет кровь из глаз, дети плачут, у женщин нарушается цикл и т.д.
Радослав Островский назван легальным руководителем, который защищал народ от коммунистов и немецкого террора, создавал армию и вообще был деятелем образования. Пока расейцы сражались с немцами, обдуренный сталинской пропагандой белорусский народ прятался по лесам и чердакам, и только БЦР вытянула его из тьмы на Второй конгресс, где торжественно провозгласила государственность. Чтобы окончательно прибить читателя, дискуссия сладко заканчивается на порошенковской идее примирения ветеранов УПА и РККА.
Прежде чем начать разбор, сравним то, что нам сегодня на разные лады рассказывает «Радио Свобода» с итоговой резолюцией Второго конгресса (1944), где, как известно, насобирались сплошь педагоги во главе с самым главным деятелем образования.
«Другі Ўсебеларускі Кангрэс <…> аднагалосна пастанавіў:
- Вызнаць правільнай і зноў пацьвердзіць гістарычную пастанову Рады Беларускай Народнай Рэспублікі, якая, маючы паўнамоцтвы Першага Ўсебеларускага Кангрэсу 1917 г., на сваім сходзе 25 сакавіка 1918 г. урачыстай 3-й Устаўнай Граматай вырашыла аб канчальным разрыве Беларусі з Бальшавіцкаю Масквою і расейскай дзяржавай у ўсіх яе формах.
- Пацьвердзіць, што Беларускі Народ ніколі ня прызнаваў, ня прызнае цяпер і ніколі ня прызнае ў будучыні за форму сваей беларускай дзяржаўнасьці накіненыя яму маскоўскімі захопнікамі формы БССР.
- Паведаміць усе ўрады і народы сьвету, што голас Масквы і СССР у беларускіх справах ня мае ніякай праўнай сілы, а ўсе, твораныя Масквою нібыта беларускія ўрады — ня маюць ніякіх праўных кампэтэнцыяў, бо не вызнаюцца Беларускім Народам. <…>
- Адзіным праўным прадстаўніком Беларускага Народу і ягонага краю зьяўляецца сягоньня Беларуская Цэнтральная Рада з Прэзыдэнтам Радаславам Астроўскім на чале». (Бурная авацыя.)
Риторика один в один, правда?
А далее поиграем в «Поле чудес». Угадайте, о чем речь?
«Урэшце народ акрыяў ня столькі целам, колькі духам. Пачалася адбудова зьнішчанага краю. Дасягненьні ва ўсіх галінах эканамічнага і культурнага жыцьця былі даволі значныя. Праз нейкі час народ пачаў уключацца ня толькі ў гаспадарчую і культурную працу, але ступнёва дабраахвотна пачаў брацца за зброю, каб дзейна змагацца за вызваленьне Беларусі».
Нет, это не Мазуров выступает на пленуме ЦК. Это пан Радослав Островский подводит итоги оккупации на Втором конгрессе, когда до Минска и доехать-то было сложно, потому что железку уже не просто рвали партизаны, а бомбили советские самолеты.
Как и наша оппозиция, Островский с дружками жил в сказочном мире. Вместо румынской нефти танки там заправляли радугой, а бабочки серили зарином и зоманом. Но, конечно, немецкие хозяева Островского идиотами не были. В «Людях с черными душами» приводился фрагмент конституции БЦР, принятой на Втором конгрессе, где указывалось, что «президент» назначается и отзывается генеральным комиссаром.
Этот кастрированный статут принимался как бы на случай «освобождения» Беларуси или для последующего торга на случай сепаратного мира, но о послевоенном переустройстве там ничего не было сказано. Поэтому, когда немецкую крышу в 45-м закатали обратно под шконку, наши эмигранты свою конституцию переписали. Теперь президента избирал пленум БЦР, а саму БЦР не избирал никто, потому что в ее состав входили (ст. 9) делегаты первого и второго конгрессов, а также собранные в эмиграции с миру по нитке «представители политических партий», какое-то непонятное духовенство и даже «национальные меньшинства» (что характерно, пункт «ж»). Тут я аж растрогался, то их кости в печах палили, а то уже в правительство.
Дмитрий Исаенок уже писал о том, что теперь в Раду БНР по разнарядке набирают колумнистов «Белсата». Даже не знаю, к какому пункту их отнести. Представители нацменьшинств? Или «пакліканыя в індывідуальным парадку»? (Был у БЦР и такой пункт, короче, очень солидное правительство. Правда, Рада БНР являлась конкурирующей организацией со своим уставом. Вместе они никак не могли поделить те самые два стула из блатной поговорки — А.Л.)
Небольшой разбор конституции БЦР — это к фразе Гелагаева о «легальном руководителе при оккупационной власти». Вот такие у Островского были легальные основания. А то ж мы, ватники, юрфаков не кончали, всему верим.
Конечно, порадовал тезис о том, что белорусы не имели своей государственности, а значит и коллаборационисты у нас не настоящие. В школе учат, что есть еще и экономическая коллаборация, т.е. работа на предприятиях, которая гораздо нужнее противнику, чем пьющая водку полиция. Сапоги почистить, танчик починить, курка-млеко.
Также, судя по статье, государственность у нас началась не в 1919-м, а в 1991-м, когда Верховный Совет принимал Декларацию о суверенитете и когда по команде сверху повылазила вся беларушчына. До этого мы жили в одной большой советской землянке, занимались охотой и собирательством, а представления о дзяржаўнасці ограничивались строками Янки Купалы:
Я мужык-беларус, —
Пан сахі і касы;
Цёмен сам, белы вус,
Пядзі дзве валасы.
То ли дело Шушкевич, Кебич, Клинтон и жвачка. Ай да молодцы, сформировали нацию.
До этого белорусы были настолько ущербны, что даже своих коллаборационистов у них не было. Опять же, если верить недавним публикациям «Радио Свобода» завозили их вагонами из Швеции и России, как Ленина в Петербург. И действительно, в Европе с сотрудничеством было получше: в Чехии, например, сопротивляться оккупантам вообще было не принято.
Аналогично и пан Островский сотрудничал не против «сталинского террора», а чтобы держать жопу в тепле при каждой новой власти. Однако, читая «Свободу», создается впечатление, что наш Родя сплошь и рядом позитивный парень, и нигде не увидишь хотя бы маленькой приписки, что он нацист и подонок, что сотрудничать начал еще с польской дефензивой, которой сдавал социалистов и коммунистов, а продолжил работу в газете с добрым названием «Раница», где лизал немецкие сапоги за два года до того, как в местную вспомогательную полицию вступил первый бобик.
Есть и еще одна маленькая причина у белорусского корпункта «Радио Свобода» любить данного деятеля образования и свободной печати.
После войны он не повис на березе, а лоббировал создание замечательного радио «Освобождение», которое потом переименуют в «Радио Свобода». Так сказать, почетный далекий предок. В самом деле, нельзя же бросить коллегу в беде. В нашем кинчике «Люди с черными душами» можно посмотреть, что Островский делал еще.
А вот ставить руководителя БССР Кирилла Мазурова на одну доску с Островским — пропагандистский прием, который радостно подхватывает журналист «РС». Типа как говорить ребенку вместо «мамин помощник» — «мамин пособник». Чувствуете эмоциональную разницу, не? Или как произнести вслух «космонавты и пидорасы». Вроде про космонавтов и ничего плохого, а осадочек остается.
Такой же осадочек остался у меня и от «Радыё свабоды». Батальон «Торнадо» отмазывали, Васю Парфенкова отмазывали, Эдика Лобова отмазывали, Моджахеда тоже немножко попытались отмазать — для приличия. И все они получились славные сыны нации. Очевидно, когда живые закончились, в запасе остались мертвые лучшие друзья белорусского народа — Островский, Кубе, аковцы, бульбовцы и т.д.
Вероятно, в таких симпатиях играет роль личный фактор. Мы уже писали, например, что у Дмитрия Дашкевича родственник был деревенским старостой при оккупации. Но опять-таки, это грубый переход на личности, который мало что объясняет.
Загадка в том, что только в нашей демократичной республике либеральное радио может отмазывать гитлеровских пособников. Особенно забавно это выглядит, когда среди журналистов попадаются лица еврейской национальности. Встреться они с героями своих исторических публикаций лет 70 назад — вместо интервью был бы пиф-паф, а также сбор часов и золотых зубов.
Ну что, читатель, испытал эмоцию? Смешно тебе? Белорусский коллаборационизм является эмоциональным лишь в той мере, в какой круговая порука и коллективная ответственность прикрывают личную трусость.
Возможно, что наши друзья не читали в школе повесть Быкова про Сотникова и предателя Рыбака. Если кто не помнит — чтобы пойти в полицию, мало было сдать немцами своего кашляющего дружка-коммуниста. Надо было еще при всех достать из-под него табуретку.
Т.е. широко использовался самый надежный прием — повязать кровью. Ну, допустим, публично расстрелять своих вчерашних подельников. Сдать связного, подпольную ячейку, семью красного командира или односельчан, помогавших партизанам. Пока лицом не засвечен — побыть агентом, выяснить расположение лагеря, поискать контакты подполья и т.д.
И это — самый низовой отбор. Сколько дряни нужно было натворить, чтобы выбиться в оккупационную администрации на должность прикорытника, известно одному Островскому. Если при этом в нем при этом осталось хоть что-то человеческое и хоть какие-то моральные принципы, то уже неплохо. А тут прямо пишут про «абарону ад сталинскага тэрору». Давайте ему еще медаль дадим.
Юная аудитория «свобод» и «наших нив», видимо, не подозревает, что символика с конем замазана не из-за Лукашенко, Азаренка, Гигина, Дзерманта, Петровского, Лазуткина, Белорусского телевидения, ватников, совков, шунявок, а потому что это — слабые отголоски в народной памяти той бойни, которую деятели образования чинили три года по указке Германии.
Спросите у тех, кто лежит в земле: их выдавали гестапо за бутылку водки, под угрозой казни или «для абароны беларушчыны»? Была ли от этого большая разница?
Кстати, о «влиянии» коллаборационистов на нацию, о котором так сладко пишет «Радио Свобода», красноречиво говорит отношение к ним немецких хозяев.
Почему-то Бандеру немцы посадили в лагерь для ограничения влияния, а Островский спокойно прозиговал в шляпе всю оккупацию. Уж не потому ли, что был благонадежной проституткой и послушной марионеткой?
Можно и просто посчитать трупы. За десять лет войны во Вьетнаме Штаты положили миллион местных — и это с учетом авиации, напалма, новой техники и т.д. А тут за три года веревкой, ножом, пулей без всяких газовых печей и циклона угробили в два с половиной раза больше. Хороший КПД, правда? И это без военных потерь в 41-м и 44-м и неучтенного миллиона трупов в Белостокской области. Да здесь вся земля на крови и костях.
Поэтому когда Александра Черкашина из «Правого сектора» догоняет осколок, это беда и горе для демократической общественности и всех оппозиционных сайтов. Мол, война пришла на белорусскую землю, ах, пафос. Зато 2,2 миллиона трупов — это уже повод для дискуссий типа воевали не за тех, не так и не с теми.
Причем подымает эти, мягко говоря, спорные вопросы достаточно узкий круг лиц. Допустим, мы уже писали о том, как забавно получается, когда фонд Аденауэра контачит с ребятами, которые катаются на конференции полка «Азов». Дело, однако, этим не кончилось, и после экспертов в «Азов» поехали представители политических движений — например, Алесь Логвинец, который претендовал на лидерство в движении «За свободу» и которого бортанули однополчане. Помнится, журналист «Свободы» Юрий Дракохруст в 2016-м еще возмущался, что его не зарегистрировали кандидатом в депутаты.
Теперь же Александр, так сказать, потерял политическую девственность, встретившись в Киеве с правыми радикалами. Все-таки наша оппозиция старается от них дистанцироваться, а вот один нашелся смелый. Похоже, парламент шестого созыва всё-таки многое потерял
Я, конечно, против того, чтобы аналитика ИМХОклуба превращалась в фотоотчеты на тему кто и когда съездил в «Азов». Это слишком напоминает жанр публичного доноса в стиле «НН». Тем не менее, чтобы облегчить работу клуба, в нашем «четвертом управлении» появилась идея вывезти всех этих клиентов автобусом в Киев и перефоткать под штандартом «Азова». На полгода закрыли бы вопрос. Перефразируя одного «деятеля искусства», на то и «ИМХО», чтобы освободить нашу оппозицию от химеры, именуемой скромностью.