«Запад-2017»: замысел и вымысел

Никита ПАЛЕЦКИЙ

О планах проведения белорусско-российских военных учений «Запад-2017» общественность узнала в ноябре прошлого года, когда в Москве состоялось заседание совместной Коллегии Министерств обороны двух стран.

Уже тогда в кругах белорусской национальной интеллигенции, в армии с роду не служившей и потому слабо понимающей разницу между саперной лопаткой и солдатским вещмешком, разразилась неслыханная паника.

В последнее время она приобрела новое дыхание, так как в конце марта Главнокомандующий Вооруженными силами Беларуси Александр Лукашенко утвердил Замысел учений.

Решение Главнокомандующего

В соответствии с Замыслом, учения «Запад-2017» пройдут в сентябре. Это будет достаточно масштабное войсковое мероприятие. На территории нашей страны задействуется 7 полигонов. Общая численность личного состава, привлекаемого к учениям, – 13 тысяч человек, в том числе около 3 тысяч российских военнослужащих.

Замыслом учений предусматривается, в частности, отработка задач по совершенствованию оперативной совместимости штабов различных уровней, сопряжению перспективных систем управления войсками и оружием, боевому применению группировок войск, усилению территориальной обороны и охраны государственной границы, восстановлению боеспособности войск и их обеспечения.

lukashenkoФото president.gov.by: Александр Лукашенко утверждает Замысел учений «Запад-2017».

При утверждении Замысла, Александр Лукашенко потребовал от министра обороны Андрея Равкова, «чтобы это мероприятие на территории нашей страны было прозрачным и все мероприятия были доступны не только для наших друзей по ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, но и для представителей Североатлантического блока НАТО. Мы ничего не скрываем и скрывать не должны. Если натовцы хотят присутствовать на нашем учении, милости просим».

Таким недвусмысленным образом президент Беларуси ответил на прозвучавшую накануне реплику генерального секретаря Североатлантического альянса Йенса Столтенберга о том, что приглашение наблюдателей НАТО на учения «Запад-2017» было бы «желательным шагом».

Что такое хорошо и что такое плохо

Всем понятно, что учения пройдут. Всем понятно, что от количества проведенных на полигонах часов зависит боевая выучка личного состава и искусство управления войсками. Всем понятно, что за действиями белорусских и российских военных будут наблюдать многочисленные зарубежные специалисты, включая квалифицированных натовских офицеров и генералов.

Это обычная, в общем-то, практика последних десятилетий, после того как политическое руководство большинства государств мира договорилось о взаимных мерах доверия и контроля в сфере функционирования вооруженных сил.

Но нелепая болтовня в Беларуси в отношении предстоящих учений не прекращается. Особенно усердствуют те, кто по всякому поводу и громче всех орет о необходимости укрепления безопасности и независимости страны.

Эта истерика совершенно алогична.

Допустим, в кругах белорусской национальной интеллигенции ни черта не понимают в военных вопросах. Однако элементарная логика должна подсказывать, что если белорусский солдат учится военному делу, то это для обороноспособности Беларуси очень хорошо. Это значит, что солдат занимается тем, чем ему и положено заниматься – боевой подготовкой. Плохо для обороноспособности Беларуси, когда солдата используют в качестве бесплатной рабочей силы на овощном складе или строительстве генеральской дачи. Тогда ему некогда нести службу, и вот куда бы направить гнев радетелей независимости.

Задачка для первоклассников

Пока же «национально-ориентированная» публика упражняется в распространении  страшилки «Русские танки у наших границ». Их впечатлила цифра в 3 тысячи российских военнослужащих, которые прибудут в Беларусь для участия в учениях. Им чудится, что русские придут сюда «не просто так» и могут остаться в нашей стране «навсегда».

Замысел обычных белорусско-российских учений натыкается на глупый вымысел клинических русофобов.

Не мешало бы знать, что оперативно-стратегические учения под общим кодовым названием «Запад» носят традиционный характер и проводятся на территории Беларуси и России поочередно один раз в два года.

Первый раз они состоялись в 2009 году на Обуз-Лесновском полигоне под Барановичами.

Дальше – простейшая арифметическая задачка: 2011 год принимает Россия, 2013-й – Беларусь, 2015-й – опять Россия.

Посчитайте, господа русофобы: чья очередь наступила в 2017 году?

42Фото warfiles.ru: На учениях «Запад-2013».

Кстати, на «Запад-2013» в Беларусь приезжали тоже 3 тысячи российских военнослужащих. А «Щит Союза-2015» принимал в Псковской и Ленинградской областях 1300 белорусских военных.

Так что российские военные прибудут к нам в сентябре «не специально», не в связи с внутриполитической обстановкой и сложностям в некоторых вопросах двусторонних белорусско-российских отношений.

Всем можно расслабиться…

Цена вопроса

Самое время абстрагироваться от предстоящих учений и посмотреть, во что выливается Беларуси военное и военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией.

О минусах такого сотрудничества говорить не буду, потому что никаких минусов для Беларуси обнаружить не могу.

Займусь перечислением очевидных плюсов.

Беларусь не имеет возможности проводить учебно-боевые стрельбы находящихся на вооружении армии ракетных комплексов С-200 и С-300. В этих целях наши ракетчики регулярно используют российские полигоны Ашулук и Телемба. Не будь этого – не было бы в Беларуси подготовленных ракетчиков.

В российских военно-учебных заведениях обучаются сотни офицеров и курсантов из Беларуси. Финансирование этой программы осуществляется из бюджета Союзного государства, большую долю которого обеспечивает Россия. Совсем неплохо.

В соответствии с межправительственным договором, Беларусь и Россия поставляют друг другу вооружение по ценам, которые действуют для национальных вооруженных сил. К тому же, продукция военного назначения поставляется без таможенных пошлин и сборов. А поскольку вооружение, военная техника, запчасти и комплектующие в обеих армиях одни и те же – выгода очевидна.

Между Беларусью и Россией действует соглашение о совместной охране воздушной границы и единой системе противовоздушной обороны. Тут Беларусь категорически экономит! Насколько понимаю, самому молодому боевому МиГу, состоящему на вооружении белорусской армии, уже лет так под 30. О закупке новых боевых самолетов – многоцелевых истребителей Су-30СМ (опять же российского производства) – заговорили только в 2016 году. Первые поставки ожидаются в году текущем. А так ведь надежда была исключительно на российскую авиацию.

su_30cm_fighter_aircraft_airfield_104959_1600x900 В 2017 году Беларусь начнет закупку в РФ истребителей Су-30СМ.

Протяженность границы между Беларусью и Россией 1239 километров. Она не охраняется в военном смысле этого слова, так как имеется соглашение о совместной охране внешних границ Союзного государства. Разрыв военного сотрудничества привел бы Беларусь к необходимости полноценной охраны российского участка границы. Это потребовало бы увеличения группировки пограничных войск страны почти на 10 тысяч человек. Со всеми вытекающими материально техническими и финансовыми последствиями.

И опять же – проведение совместных учений. И здесь речь не о пропагандистских штампах про «братство по оружию». Учиться военному делу бок о бок с российской армией, имеющей опыт реальных боевых действий в ряде локальных конфликтов последних лет, – весьма полезная штука для армии белорусской, опыта такого, к счастью, совсем не имеющей.

Поэтому: в сторону вымыслы, и пожелаем белорусским военным успехов в боевой и политической…