Тише едешь — позже будешь

Евросоюз продолжает лихорадить. Европейскую общественность взбудоражила новость о возможном изменении всей дальнейшей стратегии европейской интеграции, а именно о переходе к концепции «Европы разных скоростей». Об этом заявил на минувшей неделе президент Франции Франсуа Олланд в ходе встречи с лидерами Германии, Италии и Испании в Версале. С французским президентом солидаризировалась и канцлер Германии Ангела Меркель, которая заявила, что «нам необходимо мужество для того, чтобы ряд стран двигался вперед в условиях, когда не все готовы преодолевать совместные трудности».

«Европа разных скоростей» основана на принципе «кто хочет большего, тот делает больше». По сути, речь идет о формировании внутри ЕС двух блоков государств — «ядра» и «периферии», участие которой в европейских интеграционных инициативах ограничено.

Сама концепция «Европы разных скоростей» не нова. В экспертном сообществе она обсуждалась едва ли не со времен «Объединения угля и стали» — первого прототипа ЕС, возникшего в послевоенный период. По факту ЕС и так развивался на разных скоростях. Это касалось не только Великобритании, которая всегда стремилась ограничить свое участие в европейских инициативах, но и таких стран, как Дания или Швеция, которые также входят в союз на особых условиях и сохраняют большую самостоятельность в ряде сфер. Тем не менее стратегической целью ЕС всегда была единая Европа с общими правилами игры и равными условиями для всех. Именно на этих принципах осуществлялся прием в ЕС постсоциалистических стран Восточной Европы, а также форсированный переход на евро многих из них.

Следует отметить, что сторонники «Европы разных скоростей» предупреждали о рисках для ЕС в связи со стремительным расширением за счет восточноевропейских государств еще в 2000-е годы, говоря об объективной неготовности этих стран к интеграции на общих условиях, а также о том, что они могут потянуть за собой вниз весь союз. Спустя чуть более 10 лет европейским политикам приходится признавать обоснованность этих предупреждений.

Почему тема «Европы разных скоростей» возникла именно сейчас? Очевидно, это является реакцией на происходящие в ЕС болезненные трансформации и попыткой спасти европейскую интеграцию от окончательного краха. В первую очередь, идея «Европы разных скоростей», озвученная лидерами ведущих государств ЕС, стала ответом на Brexit и рост правопопулистского евроскептицизма в развитых странах Европы. Ведь недовольство нынешним форматом европейской интеграции в значительной степени обусловлено тем, что граждане западноевропейских государств считают себя донорами, вынужденными участвовать в финансировании менее развитых стран и не получающими взамен ничего хорошего. Трудовая миграция дешевой рабочей силы из Восточной Европы обостряет конкуренцию за рабочие места, но при этом восточноевропейские страны не спешат разделять общую ответственность в рамках союза. Достаточно вспомнить, как они саботировали предложение о квотах на распределение мигрантов, волна которых накрыла Западную Европу. В целом механизм принятия решений в ЕС после стремительного расширения на восток стал слишком рыхлым и разбалансированным при многократном усложнении проблем, с которыми приходится иметь дело.

В условиях набирающей силу волны евроскептицизма «Европа разных скоростей» может стать компромиссом, который позволит сохранить «ядро» союза в виде наиболее развитых государств (по факту и так наиболее далеко продвинувшихся по пути интеграции), при этом значительно снизив их обязательства перед восточноевропейской «периферией». Образ такой уютной «Европы для своих» может повлиять на настроения, к примеру, французских и голландских избирателей и тем самым ослабить там поддержку правых популистов.

В Восточной Европе эта идея, понятно, восторга не вызвала. С критикой уже выступили представители Польши, Румынии и Болгарии. Кроме того, непонятно, что в таком случае будет, к примеру, со Словакией или государствами Балтии, которые успели перейти на единую европейскую валюту, но при этом по своим параметрам в интеграционное «ядро» явно не попадают. Очевидно, в Берлине и Париже полагают, что деваться этим странам все равно некуда и они будут вынуждены принять новую реальность. В любом случае остается дождаться 25 марта, когда в Риме состоится встреча лидеров ЕС, посвященная 60-летию образования союза. Именно после нее станет окончательно ясно, быть или не быть «Европе разных скоростей».