Седьмого марта Минск прощался со своей легендой. На сто первом году жизни скончался один их самых ярких руководителей нашей столицы, человек, четверть века на той или иной должности руководивший нашим городом, под руководством которого Минск восстанавливался после войны и облик которого определялся при его непосредственном участии. Звали Его Василий Иванович Шарапов.
Василий Иванович до конца своих дней помнил дату и время начала своей работы в Минске — 18 января 1945 года, 9 часов 30 минут утра. Именно в этот деть и это время демобилизованный капитан Красной армии Василий Шарапов переступил порог Минского горкома партии, располагавшегося в то время в одном из уцелевших после войны зданий на улице Карла Маркса, в доме 8.
Предки Василия Ивановича из Белыничей Могилевской области. Почему им пришлось покинуть родные места, не знает никто. На рубеже ХVIII–ХIХ веков, чтобы не оказаться в Сибири, они осели в местечке Бобр в Крупском районе в имении помещика Шарапова. Отсюда пошла и их фамилия. Отец Василия Ивановича после службы в Красной армии был разнорабочим на станции Славное. В 1931 году в качестве трудовой повинности его направили на строительство дороги Москва — Минск, а его пятнадцатилетнего сына определили разнорабочим — он подносил дрова к паровому катку. После окончания семилетки 15-летний Шарапов поступил в Оршанское железнодорожное училище, стал учиться на помощника машиниста и через два года был определен на работу в депо Орша. Он вместе с бригадой водил поезда в Смоленск, Минск, а однажды ему пришлось побывать даже за границей — в Столбцах. В то время это была территория Польши. Довоенная служба Шарапова проходила в Забайкалье. Он успел принять участие в боях на Халхин-Голе, а в апреле 1941 года был переведен в Монголию. Начало Великой Отечественной войны политрук Шарапов встретил дежурным по полку. Всю войну он провел сначала в составе бронепоезда, а затем в артиллерии.
23 июня 1944 года началась операция «Багратион». В это время капитан Шарапов вместе с другими бойцами координировал действия бригады. Немецкий снаряд угодил прямо в радиостанцию. Радист погиб на месте, а Василий Иванович был ранен в ногу. Сняв с себя нательную рубашку и перевязав ногу, он пополз к шоссе Москва—Минск. Там его и подобрали бойцы дивизиона…
Известие о том, что советские войска заняли Берлин, пришло в Минск 2 мая 1945 года. По этому случаю для аппарата горкома и горисполкома был накрыт праздничный стол в ресторане фабрики-кухни. Непьющий Шарапов от счастья смешал сто граммов водки со стаканом красного вина и пришел в себя только на улице. Коллеги и рассказали, что с ним произошло. Подвыпивший Василий Шарапов чуть не избил первого секретаря горкома Героя Советского Союза Иосифа Александровича Бельского за то, что тот в своей речи определил главными героями войны партизан, обидев невниманием фронтовиков. Коллеги никак не могли понять, откуда у Шарапова взялась такая прыть, когда он на костылях гонялся за Бельским. Иосиф Бельский оказался человеком не злопамятным и с хорошим чувством юмора. Наутро, когда Василий Шарапов оценил масштаб своего проступка и стал собирать вещи, твердо решив, что его уволят, в его кабинете зазвонил телефон. Его пригласил к себе Иосиф Бельский и предложил стать его помощником. Но от этого предложения Василий Шарапов отказался…
В то время вопрос о месте белорусской столицы был не ясен. Учитывая полную разруху Минска, многие предлагали вернуться к предвоенной идее переноса столицы в Могилев. Точку в сомнениях поставил Сталин 15 июля 1945 года, остановившись в Минске на вокзале на пути на Потсдамскую конференцию: разрушенную войной столицу стали возводить на старом месте. Первое сентября 1946 года был принят новый генеральный план Минска. На площади Парижской Коммуны вместо улиц Садово-Набережной и Садовой был запроектирован парк имени Янки Купалы, парк имени Горького расширялся за счет улицы Конюшенной, а вокруг Комсомольского озера намеревались разбить парк Победы. На Ратомских болотах и слиянии рек Свислочи и Вячи было решено создать Заславское водохранилище, которое сегодня все мы знаем как Минское море.
Нынешняя площадь Победы должна была размещаться выше — на пересечении улицы Козлова и проспекта Независимости. Но рядом находилось кладбище со старинным храмом, а дальше начиналось Комаровское болото. Площадь, находившаяся внизу, всегда называлась Круглой из-за формы, и ее планировалось сохранить. Первые эскизы нынешней площади Георгий Заборский сделал еще в 1942 году, находясь в госпитале на Урале. В послевоенное время именно этот проект, соавтором которого был Владимир Король, приняли за основу, и в 1955 году состоялось торжественное открытие стелы. В 1956 году в новогоднюю ночь стал работать телецентр в Минске, а 10 июня состоялось открытие Минского моря.
Увидев зоопарк в Берлине, Василий Шарапов задумал построить такой же в белорусской столице. Идея состояла в том, чтобы соединить Детскую железную дорогу с будущим зоопарком. Но против этой задумки выступил Тихон Киселев, в то время работавший председателем Совета Министров БССР. Не осуществилась и задумка по строительству университетского городка в районе нынешней Национальной библиотеки. В 1957 году ректором БГУ стал московский физик Антон Никифорович Севченко. Василий Шарапов предложил построить университетский городок в районе Зеленого Луга. Но преградой стал вопрос строительство главного корпуса БГУ. Ректор считал, что он должен находиться только на центральной площади города. Корпус построили, закрыв проход на Привокзальную площадь, а площадь Ленина (ныне площадь Независимости) потеряла первенство главной в городе.
Карьера Василия Ивановича Шарапова всегда развивалась по горизонтали. Он был хозяйственником. Лавировать, на что-то закрывать глаза у него не получалось. Можно предположить, что фронтовое братство в то время с партизанским братством в аппаратных раскладах не выдерживало конкуренции. Многолетние непростые отношения Василия Шарапова с Тихоном Киселевым начались с тривиального случая, на который вначале Василий Иванович не обратил особого внимания. После того, как Тихон Киселев стал председателем Совета Министров БССР, его теща — директор небольшого кирпичного завода — решила перебраться в Минск. По просьбе Киселева Шарапов выделил ей двухкомнатную квартиру в районе площади Якуба Коласа. И по нынешним временам жилье более чем достойное, а в то время это были просто хоромы. Но дама посчитала, что этого мало, а Василий Шарапов оказался человеком «недогадливым».
Избранный в 1968 году первым секретарем Минского горкома КПБ Василий Шарапов старался делать все по совести и развивать Минск с той же энергией, с какой он приехал в город в январе 1945 года. Но обстоятельства оказались сильнее. Огромной раной для него до конца жизни стал взрыв цеха футляров на радиозаводе 10 марта 1972 года. Массовая гибель людей в послевоенное время для всего Минска стала шоком. Виновные должны были быть наказаны. Шарапова не наказали — не за что было. Но по партийным традициям того времени первое лицо города должно было взять груз ответственности и на себя…
Позже Василий Иванович стал министром дорожного строительства БССР. Главным дорожным строителем Беларуси Василий Шарапов был долгих 17 лет. И это самая яркая страница в его жизни. Его можно по праву назвать отцом первоклассных дорог в нашей стране. Он не просто строил дороги, но и заложил традицию их качественной эксплуатации.
Василий Шарапов не достиг вершины властной пирамиды в белорусской партийной вертикали того времени. Но в подарок за многие незаслуженные обиды Господь дал ему яркую судьбу и очень хорошую семью, благодаря которой он и прожил больше века. Он ушел от нас тихо и незаметно, но успел рассказать в своих мемуарах без прикрас и пустых слов о своей жизни и о жизни своего поколения. Рассказал он и перипетиях большой политики, участником которой оказался в свое время. Он прожил большую и искреннюю жизнь, умел радоваться и переживать и делал это всегда с открытым сердцем…
Игорь Козлов, «7 дней»