Шумим, братцы, шумим

Ольга ЖАРИНА

На этой неделе случился конфликт — представители «Молодого фронта» активно выступили против строительства бизнес-центра на улице Мирошниченко. Причиной они назвали то, что рядом находятся Куропаты — место массовых расстрелов людей в 30-е годы прошлого века. А значит, строительство может затрагивать охранную зону историко-культурной ценности или зону регулирования застройки (где строить можно, но с условиями).

В том, что стоит за конфликтом, пробовала разобраться колумнист «Минск-Новости» Ольга Жарина.

И вот уже палатка с протестующими возле стройплощадки и попытка вступить в открытое противоборство со строителями, которые ставят ограждение. А попутно — внимание прессы и жителей, которых привлекла ситуация. Наверное, ради этого внимания все и делается — чтобы заявить о себе погромче и показать поярче. По крайней мере, такое впечатление у меня складывается, когда читаю отчеты коллег-журналистов о происходящем.

«Есть ли причина для возмущения?» — задаю резонный вопрос. Действительно ли в этой ситуации что-то не досмотрели специалисты, давая разрешение на строительство?

Чтобы разобраться в этом, навела справки в районной администрации, поговорила с людьми, которые разрабатывали градостроительный паспорт объекта, с теми, кто отвечает за выдачу разрешительной документации. Ответ: объект не попадает ни в охранную зону Куропат, ни в зону регулирования застройки вблизи историко-культурной ценности.

Но от протестующих и группы поддержки тут же сыплются новые якобы контраргументы. Мол, землю продали с аукциона застройщику в 2013-м, а проект детального планирования разработали и выставили на общественное обсуждение только в 2016. ПДП еще не утвержден, а стройка уже начинается. Незаконно.

Нет, поясняют градостроители. В 2013 году не было нормативно закреплено положение, что разработанные градостроительные паспорта должны быть подкреплены ПДП. То есть общественное обсуждение здесь на тот момент не требовалось. А вот информация о предполагаемых инвестиционных участках размещалась в 2012–2013 годах и в СМИ, и в администрациях районов. Но тогда она мало кого интересовала, а потому никаких замечаний от населения не поступало.

Что касается детального плана 2016 года, то он был разработан в связи с другими изменениями, которые предлагались в границах проектирования. Во время общественного обсуждения жители высказали ряд замечаний, но ни одно из них не касалось нового административного объекта на улице Мирошниченко. Поэтому застройщику дали возможность начинать строительные работы.

На это протестующие находят очередные слова, мол, во время общественного обсуждения граждане просто… не заметили этот объект в проекте. Хочется уточнить: все заметили, а это нет? Просто детский лепет.

И снова новая реплика: пару лет назад Минкульт уменьшил охранную зону Куропат, на самом деле прежние границы были шире. И нынешняя стройплощадка бизнес-центра как раз попадает внутрь этих границ.

Думаю, будут и другие высказывания. Но в этой ситуации, какие бы аргументы в ответ ни приводили компетентные лица, вряд ли их слова устроят протестующих. Потому что для представителей «Молодого фронта» и тех, кто их поддерживает, как мне кажется, важна не борьба за справедливость и возможность разрешить конкретную ситуацию, а сама по себе борьба. За что-нибудь. Это, видимо, способ самовыражения такой. Или выплеск накопленной чрезмерной энергии, которую некуда больше приложить. Некуда? Да лучше бы эту энергию направить в позитивное русло. Например, можно объединиться и своими здоровыми молодыми руками благоустроить двор собственного жилого дома. Или отправиться волонтером в интернат для инвалидов, где, наверное, помощь будет нелишней.

Пару слов хочется сказать и в адрес коллег-журналистов. Думаю, что если бы мы не писали по три материала в день о таких непонятно откуда возникших конфликтах, то пыл у протестующих явно поубавился бы. Иногда наше внимание к ситуации необоснованно накаляет страсти, а наши репортажи только подливают масла в огонь. И мы в погоне за острым материалом или фотографией бежим и пишем. Надо ли? Не превращаемся ли мы в желтую прессу, для которой не важен повод, а главное — шуму побольше?

Неизвестно, чем завершится эта история. Думаю, тут должны высказаться историки или представители Министерства культуры, способные расставить точки над i по поводу Куропат. Но в подобных ситуациях обидно, что в конфликт, для которого, может, и повода нет, втягиваются сотни горожан. А видимость конфронтации протестующих и властей (одни хорошие, вторые плохие) формирует не самое позитивное общественное мнение о наших исполнительных органах. Для кого-то это выгодно. Задайте себе вопрос: для кого?

Знаю, что всё, мной написанное, вызовет со стороны некоторых людей возмущение и нелестные комментарии. Не удивлюсь. Кому-то, видимо, надо выпускать накопленные негативные чувства, и это так удобно сделать, позлословив в Интернете. Или выйдя на якобы незаконную стройплощадку. Рада, если им полегчает. Также буду рада, если хоть кого-то мои слова наведут на раздумья о корнях и подоплеках подобных конфликтов.