200 лет под Барановичами существовало отделение Мальтийского ордена, рассказывает брестская газета «Заря».
Как-то в беседе с одним своим знакомым я обмолвился о местечке Столовичи, что под Барановичами, и о мальтийских рыцарях, подвизавшихся там как в качестве гостей, так и хозяев тамошних мест.
«Что, мальтийские рыцари в Барановичском районе? – несказанно удивился он. – Откуда им там взяться?!» И разразился ироничной тирадой в духе «не смешите мои тапочки». Такая реакция меня, признаться, удивила и даже где-то озадачила. Хотя бы уже потому, что мой знакомый человек во всех отношениях интеллигентный: объездил в качестве переводчика полмира, издал несколько книг…
Этот случай и подтолкнул меня заглянуть в самое начало XVII столетия, чтобы вспомнить некоторые страницы истории барановичского края. Тем более что совсем недавно, в декабре прошлого года, исполнилось 425 лет со дня рождения князя Жигимонта Кароля Радзивилла – инициатора создания на землях Великого Княжества Литовского первой и единственной командории (отделения) ордена мальтийских рыцарей.
ИСТОРИЯ ДЛИНОЙ В 1000 ЛЕТ
Все начиналось в первой половине XI века в далеком Иерусалиме. Именно туда по известным причинам стремилась основная масса христианских паломников. Путь их проходил в тяжелейших условиях и был полон всевозможных рисков, в том числе и для жизни. Но не только постоянно враждовавшие между собой местные племена, не только пираты, регулярно рыскающие на морском отрезке пути, не только всевозможные мародеры и работорговцы подстерегали страждущих прикоснуться к Гробу Господню. С ними еще можно было как-то бороться, отвечая по обычаям того времени силой на силу. Но зачастую на пути паломников вставал не менее коварный враг – всевозможные инфекции, болезни, эпидемии.
Именно эту угрозу и попытались отвести несколько амальфийских купцов (Амальфия – город на западном побережье современной Италии), испросив у иерусалимского халифа разрешение возвести в городе специальное лечебное заведение для христиан-паломников. Как только в 1048 году разрешение было получено, в Иерусалиме началось строительство госпиталя, состоящего из двух отделений – для мужчин и женщин.
С этого момента и начинается активная деятельность братства госпитальеров (от лат. gospital). В 1099 году, когда после первого крестового похода град Христов перешел под юрисдикцию христиан и получил статус Иерусалимского королевства, братство было преобразовано в воинский орден. Он теперь не только лечил христианских паломников, но и с оружием в руках защищал их от иноверцев. С этого момента и берет начало славная почти тысячелетняя история старейшего в мире рыцарского ордена госпитальеров. Он же орден иоаннитов, он же Иерусалимский, Родосский и Мальтийский орден. Официально – «Суверенный Рыцарский Госпитальерский орден Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты».
СТОЛОВИЧСКАЯ КОМАНДОРИЯ И ЕЕ КОМАНДОР
В 1608 году третий сын литовского магната Николая Кшиштофа Радзивилла («Сиротки») Жигимонт Кароль, обучавшийся в это время в Болонском университете, под влиянием своего приятеля мальтийского кавалера Мартина Судо решил вступить в орден. Отец не только одобрил решение сына, но и 20 ноября 1609 года передал в собственность ордену принадлежащие ему имения Столовичи и Потейки для обустройства там командории. Однако выдвинул при этом следующее условие: чтобы местные командоры назначались исключительно из родов Радзивиллов. Если же это по каким-то причинам не могло осуществиться, то главой столовичской командории должен быть литвин, в крайнем случае – поляк.
В 1612 году Жигимонт Кароль отправился на Мальту, где великий магистр Алоф де Вильякур и посвятил его в рыцари. Почетное звание накладывало и ряд обязательств. Например, пришлось поучаствовать в походах мальтийских рыцарей против турок и арабских пиратов. Именно там сын Сиротки получил первый боевой опыт и заслуженное признание коллег по рыцарскому братству. Вернувшись на родину, возглавил Столовичскую командорию, а после смерти отца в 1616 году, став полноправным владельцем Столовичей, возвел здесь небольшую деревянную каплицу для рыцарей ордена и, разумеется, госпиталь.
Впоследствии в 1637 – 1639 годах каплицу отстроили заново, уже из камня. А еще спустя сто лет на этом месте появился великолепный католический храм, выстроенный в стиле виленского барокко выдающимися архитекторами той эпохи Иосифом Фонтана и Иоганном Глаубицем.
Сам Николай Кшиштоф Радзивилл после неудачной попытки возглавить командорию Мальтийского ордена в Кракове занял в 1625 году пост главы Познаньской командории.
спел еще трижды побывать на Мальте, а также поучаствовать в разгроме турок под Хотином (1621 г.), посражаться в Тридцатилетней войне (1618 – 1648 гг.), повоевать против немецких протестантских князей (1622 г.), покомандовать конными отрядами «лисовичков» в австрийской армии (с 1623 г.), поучаствовать в боях под Смоленском во время русско-польской войны (1632 – 1634 гг.) Вынашивал планы по созданию в Речи Посполитой отдельного приората Мальтийского ордена и даже собирался его возглавить. Но в возрасте 51 года отправился на лечение в Италию, где вскоре и скончался. Первого литвинского командора Генерального комиссара госпитальеров Мальтийского ордена братья-рыцари похоронили с должными почестями – заказали его скульптурное изображение и установили статую на Мальте в соборе Святого Иоанна.
Между тем Столовичская командория все-таки лишилась патронажа Радзивиллов. Ее поочередно возглавляли Николай Юдицкий, его брат Томаш, Казимир Пац, Николай Домбровский, граф Мауриций де Сакс, Бартоломей Стецкий. Лишь в 1776 году она вновь вернулась под крыло представителей рода-основателя.
КАТОЛИЧЕСКИЙ ОРДЕН В ПРАВОСЛАВНОЙ ИМПЕРИИ
Однако спустя 22 года, после того как Столовичскую командорию возглавил Михаил Иероним Радзивилл, случилась непредвиденная коллизия.
Наполеон Бонапарт захвати Мальту, и рыцари вынуждены были искать новое пристанище. И вышло так, что пристанище это предоставил им российский император Павел I. Великий русский романтик настолько проникся духом благородного рыцарства, что невольно способствовал зарождению в православной России целого культа католического ордена. Он не только сам вступил в его ряды, но, низложив Великого магистра барона Гомпеша за трусость и безволие при сдаче острова Наполеону, объявил себя главой ордена и перенес его резиденцию в Санкт-Петербург.
Дошло до того, что, помимо новых орденов и знаков отличия, мальтийский восьмиконечный крест украсил и герб Российской империи.
Другие приорства ордена отнеслись к этому достаточно настороженно и даже отрицательно. Папа Римский Пий VI тоже не оказал твердой поддержки православному императору. Но Павла было уже не остановить: дух мальтийского рыцарства, казалось, на веки вечные прописался на бескрайних просторах Российской империи. Да и высшая государственная знать с прочей челядью, почуяв политическую конъюнктуру, стала толпами записываться в рыцари.
Закончилась вся эта вакханалия достаточно быстро и довольно трагично. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в опочивальню императора в Михайловском замке ворвалась толпа заговорщиков. В результате перепалки возникла драка, после чего император был банально задушен шарфом. По иронии судьбы, среди заговорщиков были и пресловутые мальтийские рыцари российского происхождения.
В том же году вышел указ об изъятии из императорского титула упоминания о Великом магистре, а спустя еще пару дней с изображения российского государственного герба исчез и мальтийский крест.
Тем временем Столовичская командория все еще функционировала. Правда, в результате трех разделов Речи Посполитой – уже на территории Российской империи. Во главе ее по-прежнему стояли Радзивиллы. А последним столовичским командором стал сын Николая Людвига Радзивилла — Леон Людвигович.
На нем история мальтийских рыцарей в Столовичах пришла к своему логическому завершению: в 1817 году Высочайшим указом российская ветвь ордена Святого Иоанна Иерусалимского была окончательно упразднена.
Впрочем, в Бресте полевой госпиталь Мальтийского ордена работал вплоть до сентября 1939 года.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Но сам старейший в мире рыцарский орден после всех выпавших на его долю взлетов и падений дожил, как ни странно, до наших дней. Его резиденция с 1834 года находится в Риме. Официально орден является государственным образованием (но не государством).
Он печатает свою валюту (скудо), памятные монеты и почтовые марки, выдает собственные паспорта. Мальтийский орден имеет статус организации-наблюдателя при ООН и в Совете Европы. Установил дипломатические отношения со 106 государствами, в том числе с 1996 года и с Республикой Беларусь. 28 апреля 2009 года Великий магистр фра Мэтью Фестинг встречался в Риме с Президентом Беларуси Александром Лукашенко.
ТУРИСТУ НА ЗАМЕТКУ
Что же осталось от командории Мальтийского ордена в Столовичах сегодня? С какими еще достопримечательностями этих мест стоит ознакомиться туристу?
Начнем с главного: костел Иоанна Крестителя стоит в Столовичах и по сей день. Только теперь уже (с 1868 года) в качестве православной церкви. Соответственно его внешний вид и внутреннее убранство претерпели значительные изменения. Появились (затем, правда, снова куда-то пропали) пять куполов-луковиц, изменились верхние ярусы башен и фронтон, был сооружен новый иконостас. Хорошо сохранились многие элементы лепнины, скульптуры Христа и Иоанна Крестителя, пол из разноцветных мраморных плит.
Кстати, в одном из пределов сохранилась и та самая каплица иоаннитов, построенная на месте деревянной в 1639 году. По задумке архитекторов ее не разрушили при возведении костела, а как бы упаковали в новые стены.
Буквально рядом с храмом находится памятный камень. На нем круглая металлическая табличка с вписанным в крест текстом «12. IX. 1771 тут адбылася бiтва канфедэратаў гетмана М. К. Агiнскага з войскамi А. Суворава. Pokoj ich duszom». Считается, что именно эта битва, в которой знаменитый русский полководец с отрядом в 900 человек наголову разгромил основные силы Огинского (около 4000 пехоты и легкой кавалерии), стала формальным началом раздела Речи Посполитой.
В нескольких сотнях метров от церкви, по другую сторону шоссе возвышается возведенный в неоготическом стиле костел Наисвятейшего Сердца Иисуса. Он был построен на пожертвования местных прихожан в 1907 – 1911 гг. Говорят, что именно там сегодня хранится буковая скульптура Лоретанской Божьей Матери, вывезенная из Италии первым столовичским командором Жигимонтом Каролем Радзивиллом, и являвшаяся в свое время главной священной реликвией местной командории.
Олег ПОНОМАРЕВ, газета «Заря»
фото: Газета ”Заря”