Без перемен в Карпатах

Колумнист «СБ. Беларусь сегодня» Борис ЛЕПЕШКО разбирался в «автономистских настроениях» на западе Украины

Начну с информационного повода. В последние дни вдруг резко посыпались новости об «автономистских настроениях» на западе Украины. Так их назвал председатель Закарпатской обладминистрации Геннадий Москаль, который поручил управлению службы безопасности выяснить, кто стоит за подобным «информационным вбросом». Москаль призвал центральный аппарат СБУ жестко реагировать на сообщения об «автономных экономических отношениях Закарпатья с соседними регионами», «требованиях Закарпатского облсовета об автономии», «собрании русинов–автономистов» и т.д. Все эти сообщения глава Закарпатской обладминистрации назвал «информационной войной против Украины».

Во Львове между тем состоялся форум польской общины, на котором было принято решение потребовать от Киева экономической автономии области, сообщает «Пресса Украины». Требования автономии, если верить интернет–ресурсам, поступают в Киев и от русинов, и от венгерской общины Закарпатья.

…Никак нельзя сказать, что революционные события в Украине остались исключительно в прошлом и ситуация наконец–то стала предсказуемой и стабильной. Даже простое перечисление событий последних дней демонстрирует накал страстей и борьбу политических воль. Надежду Савченко, Героя Украины, исключили из делегации страны в ПАСЕ и вывели из одного из комитетов Рады. Под Дебальцево вновь бои, притом тяжелые, и количество убитых и раненых вновь велико. Сбежавший в США депутат Рады А.Онищенко разоблачает коррупционный характер властных структур. И так далее — список громких новостей велик даже для революционной ситуации. События выглядят хаотическими, и можно ли в этой обстановке говорить о неких их доминантах, векторах развития? Как представляется, такая возможность есть.

И главным образом речь должна идти о сохранении основного, проевропейского курса политического руководства страны. Можно говорить о различных вариантах достижения европейской мечты, которые предлагают различные политические силы, но нельзя говорить о том, что эта мечта подверглась существенной ревизии. Как не подвергаются сомнению сопутствующие элементы соответствующей политики: жесткое, критическое отношение к России, антисоветизм в формах, не дающих шансов для ностальгии или хотя бы терпимого отношения к советскому прошлому, пересмотр важнейших исторических идеологем, курс на либерализацию законодательства и расширение возможностей для развития бизнеса. Те действия и практические шаги, которые были публично и в категорической форме заявлены на Майдане, выдерживаются достаточно последовательно.

К этому стоит добавить, что «караван» украинской политической жизни идет, и имеющие место попытки и желания зафиксировать неминуемый крах экономической и политической системы остаются исключительно политическими ожиданиями. Есть чувство реванша, вполне понятное, но есть и реальная жизнь, пусть непростая, но которая выше любых проектов.

Ничего фактически не закончилось в революционном развитии событий в Украине — это еще одна констатация. Буря продолжается, причем ее основные формы остаются прежними. Это отсутствие единства среди политических элит и постоянная и жесткая борьба за приоритеты, за электорат. Это сотрясающие общество коррупционные скандалы, конфликт на этой почве между центром и провинцией.

Это и отсутствие понимания перспектив национального развития после того, как великая украинская мечта — европейская мечта — станет реальностью. Все же можно предположить, что это произойдет рано или поздно. И право на легальный труд украинцы получат: почему нет? Но один из последующих вопросов: что дальше? Есть ли понимание дальнейших перспектив национального развития? Сказать, что будем жить, как в Европе, значит мало что сказать, потому что и Европа живет по–разному, и мнения относительно этой жизни полярные, и существуют свои лагеря и силы в понимании перспектив общеевропейской жизни. Но такого понимания, судя по всему, нет. Впрочем, это проблема не только Украины.

Нет никакой необходимости говорить о катастрофизме происходящего, как это часто можно услышать на различных форумах. Нет никакой катастрофы, есть болезненное нахождение нового пути национального развития. Страна решила жить именно так — это и право этой страны, и ее социальная, политическая практика. Уважение к этому выбору — краеугольный камень любой политики. Но один вопрос все же есть: это судьба маленького человека, простого человека, который пытается выжить любыми способами в этой круговерти событий. Великие потрясения интересны разве что в учебниках истории, на картинках, но не в том случае, когда они прокатываются по твоей собственной спине. Вот это — главный мотив и причина того, что стабильность нужна стране как хлеб, как дешевое топливо, как здоровье.