Блогер «СБ. Беларусь сегодня» Татьяна БИЗЮК задумалась над тем, стоит ли порой «сгорать на работе»
Удивила, если не сказать поразила, недавняя история с испанским машинистом. Тот остановил состав, который следовал из Сантандера в Мадрид, на полпути из-за … окончания рабочего дня. На решение не повлияло наличие даже сотни пассажиров, которые находились в вагонах. Что ж, правила есть правила. А водитель действовал именно в соответствии с ними — из соображений безопасности и в рамках трудового законодательства. Такой педантизм в наших реалиях, даже из благих намерений, вряд ли бы оценили. А зря, ведь как говорится: делу время, потехе час. Так вот на какие соображения навел меня этот случай: может, порой не стоит полностью отдаваться работе (оставаться на сверхурочные), а невзирая ни на что бросать все дела, как только часы покажут 18.00?
Сама отношусь скорее к первой категории. Совесть не позволит уйти с работы, когда остались не выполнены поручения руководства, и в ежедневнике в списке дел не зачеркнуты все пункты. На такую «любовь» к работе частенько обижаются друзья: мол, опять ты пропускаешь посиделки в кафе и премьеру нашумевшего фильма.
А действительно, может пора махнуть рукой и жить по принципу: от звонка до звонка?
Стоп, во всем нужно разобраться.
Привожу в пример себя не в качестве исключения, а скорее, правила. Дописывает отчеты, подбивает счета, отвечает на почту в самый последний момент едва ли не каждый второй. И дело даже не в том, что все такие сознательные и самоотверженные. Порой мы оставляем много дел на потом, и это «потом», как назло, наступает именно после шести. Кажется, ну есть же всем известные методики тайм-менеджмента, почему бы ими тогда не пользоваться? Но нет, нас этими импортными словами не возьмешь. Видимо, так уж привыкла наша славянская душенька жизнь.
Хотя открою страшный секрет: оказывается, и в Швеции наблюдалась подобная тенденция. Именно поэтому там все чаще переходят на 6-часовой рабочий день крупные компании.
Руководители предприятий, уже сокративших на два часа его продолжительность с сохранением прежнего уровня зарплаты, утверждают, что такой шаг позволил повысить производительность труда, а также сделал сотрудников счастливее.
У них появилось гораздо больше времени для себя, семьи и занятий спортом. Как работает такая методика? Все просто: сотрудник понимает, что нужно уложиться и успеть все сделать не за привычные восемь, а всего за шесть часов. И именно исходя из этого планирует свой день. Так, к примеру, центры Toyota во втором по величине шведском городе Гетеборг сократили рабочие часы еще лет пятнадцать назад, в результате чего компания получила более счастливых сотрудников, сокращение текучести кадров и повышение прибыли. Не сказка ли?
Нет, не подумайте, не призываю наши организации действовать по такому же принципу. Всего лишь намекаю на то (и себе в очередной раз повторяю), что возможно успевать справляться с делами и в рабочее время. Тогда не будет лишних нареканий на начальство: мол, нагружают меня тут, бедную, а мне как хочешь, так и разбредайся.
Кстати, интересное решение в свое время предложил Тимоти Феррисс, автор бестселлера The 4-Hour Workweek. Знаменитый американский писатель и активист и сам когда-то работал по 14 часов в сутки, но понял, что это делает его несчастливым, и решил разработать систему, которая позволит ему работать значительно меньше. В книге Феррисс описывает проверенные на себе способы, которые позволяют ему работать эффективно и при этом много путешествовать и самосовершенствоваться.
Один из ключевых принципов автора основан на том, что на выполнение 80 процентов работы требуется 20 процентов запланированного времени.
Именно поэтому главный секрет Феррисса — правильное расставление приоритетов. Тогда можно уложиться и в четыре часа.
Но, как мне кажется, данная методика к некоторым профессиям едва применима. Только представьте: фельдшер приезжает на срочный вызов, начинает реанимировать больного и тут … ой, да ведь рабочий день уже закончился. Пора домой, к супруге и детишкам. С одной стороны все правильно, а с другой?
К чему все эти размышления? Безусловно, работу нужно любить, ведь на ней мы проводим, как бы это грустно ни звучало, большую часть своей жизни. Но порой нужно действовать в угоду личным интересам, даже останавливать поезда на полпути. Ведь иначе оглянешься назад, а что там?