Заместитель главного редактора «Советской Белоруссии» Дмитрий Партон в своем посте рассуждает о классической журналистской среде, элитарности и весомости профессии
Журналистика натолкнулась на айсберг информационных технологий и уверенно идет ко дну под улюлюканье всяких там блогеров и тех, кто при нулевом бюджете собирает стотысячные аудитории в социальных сетях. Зарплаты в СМИ становятся меньше, а печатные тиражи тают. «Как же так? — спрашивал меня один «великий» обозреватель. — Я пишу серьезнейшие вещи, а читателям интересны только скандальные новости из интернета». Конечно, на деле серьёзное чтение не не исчезло ни у нас, ни на Западе: тиражи американской TheWallStreetJournal превышают 2 миллиона экземпляров (правда, половина из читателей получают газету в электронном, а не бумажном виде). Но надо признать, что журналисту брошен серьезный вызов и теперь важно, как он на него ответит. Будет вспоминать времена советской печати, когда сам факт штатной работы в СМИ давал право называться журналистом и лидером мнений, или по-иному взглянет на свою работу и, сделав технологии своими помощниками, войдет на ринг?
Брюзжать или меняться?
Кто такой сейчас журналист? Википедия нашла простой ответ: журналист — это тот, кто занимается журналистикой. Гениально. Можно потрясать дипломом факультета журналистики, корочкой какого-то СМИ и брюзжать на интернет, форумы, колумнистов, блогеров и какого-то пацана-школьника Диму Ермузевича, который собрал более полумиллиона подписчиков своего видеоблога и даже не претендует называться журналистом. Да что белорусский Дима! Лидером российской молодежной видеоблогосферы является ВаняEeOneGuy. У него более шести миллионов подписчиков и почти полтора миллиарда просмотров! Уж простите, из песни слов не выкинешь, но видеоблоги называются: «Приключения большого пениса», «Как не надо какать», «Трясем писюнами»… Естественно, информации в роликах нет — просто развлекаловка… Но что всему этому готов противопоставить журналист? Он будет важно спорить о падении общей культуры нации, плохих тиражах молодежных газет, слабой воспитательной работе в школе или отсутствии национальной идеи?
Или журналист начнет так писать, снимать и действовать, что это тоже станет интересно для миллионов?
К примеру, есть такой российский портал «Сноб», где постятся сотни известных и не очень блогеров. Это взрослые люди, которые больше пишут на серьезные темы. Ежедневная посещаемость «Сноба» — сотни тысяч читателей. И это не тинейджеры. Авторы портала далеко не все претендуют на профессию журналиста, но при этом нельзя сказать, что они не влияют на общественное мнение. По данным независимого счетчика Яндекс. Метрика, портал «Беларусь сегодня» читают, а с недавнего времени смотрят около шестидесяти пяти тысяч посетителей ежедневно.
Восхищаться, может и рано, но для небольшой Беларуси — неплохо.
Репортёр против машины
Начну с юморного, но интересного определения, которое я услышал у одного российского медиаэксперта. Журналист — это тот, кто себя считает журналистом, кого все окружающие считают журналистом и кого журналисты принимают за своего. Многие убеждены, что данной профессии должны сопутствовать профильное образование, юридический статус, основной вид дохода или что-то еще, отстраивающее журналиста от обывателя. Один из уважаемых журналистов, главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин, у меня в эфире интернет-телевидения сказал, что журналист — это тот, кто может сделать то, что не сможет сделать машина.
Кстати, сам он не имеет профильного образования и искренне убежден, что написать новостную заметку смогут специальные программы. Туда просто надо закидать несколько фактов, цифр, а в идеале — скандальчик. Но машина не осилит репортаж с места, где никого не было, кроме журналиста. Это и есть работа журналиста, особенно если он ее делает с душой и знанием дела. Такой подход, по мнению Лейбина, дает право называть себя журналистом. Потому постепенно пропадает необходимость учить журналистике в вузе, особенно пять лет.
Технологиями можно овладеть за пару месяцев. А вот интеллект, активная жизненная позиция, социальная активность и ответственность за сказанное куда важнее в этом деле.
Люди хотят кому-то доверять
Самая важная проблема современных медиа — это падающее доверие со стороны читателей. В погоне за рейтингами и трафиком многие СМИ стали лживо-скандальными. При этом люди хотят кому-то доверять и формировать свои собственные СМИ, хотя бы при помощи закладок в компьютере на наиболее авторитетные издания и авторов.
Российская общественная коллегия по жалобам на прессу, куда, кстати говоря, входят известные мэтры Познер, Сагалаев, Арапова, Сванидзе, Млечин, Вартанова и другие журналисты, разработала документ под названием «Медиаэтический стандарт». Он состоит из шести основных принципов, включая профессиональную и социальную ответственность журналиста. Вопрос только в том, кто реально принял его и каков процент журналистов, которые готовы будут работать в рамках этических стандартов? И что, тот, кто работает вне рамок этого стандарта, он что, не журналист?..
Новые медийные технологии можно ненавидеть или любить, пытаться застроить или пресмыкаться перед ними… Им все равно.
СМИ уже проиграли две цифровые революции. Первую — когда все стали искать новости и комментарии в интернете, а вторую — когда все ушли в социальные сети.
Сейчас догоняем. Кто догонит – тот и журналист?