Оппозиция мимо референдума

27 февраля в Беларуси состоится всенародное голосование по изменениям и дополнениям в Конституцию страны, предложенным президентом Александром Лукашенко. И еще ни к одной политической кампании белорусская оппозиция не подходила в столь плачевном состоянии.

Потенциал превратился в импотенцию

Первый конституционный референдум в Беларуси проходил в ноябре 1996 года. Тогда на голосование было вынесено два проекта Конституции – президентский и альтернативный, предложенный двумя оппозиционными парламентскими фракциями. Избиратели поддержали при голосовании проект А. Лукашенко, по которому Беларусь живет по сей день.

На референдум 2022 года вынести альтернативный проект изменений и дополнений в Основной Закон страны оппозиция не сподобилась. Люди будут, таким образом, выбирать между действующим вариантом Конституции, предложенным А.Лукашенко, и новым вариантом, предложенным опять же А. Лукашенко.

Законодательство Республики Беларусь, тем не менее, определяет три субъекта, наделенных правом инициировать проведение референдума, – президент, парламент и не менее 450 тысяч граждан. Правом мобилизовать своих сторонников и собрать 450 тысяч подписей граждан противники власти даже не попробовали воспользоваться.

Не захотели? Прозевали момент? Испугалась? Отнюдь. Силенок на решение такой масштабной задачи у белорусской оппозиции, даже если она объединится целиком и полностью – вплоть до последнего рядового грантососа, сегодня просто нет.

Еще полтора года назад, в период избирательной кампании 2020 года, противники Александра Лукашенко смогли зарегистрировать четыре альтернативных кандидата в президенты (каждый обязан был собрать не менее 100 тысяч подписей), еще несколько оппозиционеров по разным причинам не были зарегистрированы Центральной избирательной комиссией. Но факт есть факт: совокупно оппозиция за месяц 2020 года точно справилась с задачей сбора не менее полумиллиона подписей своих сторонников.

Сегодня такое и близко невозможно. Александр Лукашенко за прошедшие полтора года разобрал организованную оппозицию на запчасти и превратил ее в маргинальный кружок политических импотентов, не способных решать никаких задач по работе с населением.

Параллельный мир «беглых»

После затухания массовых уличных протестов, длившихся с августа по ноябрь 2020 года, многие оппозиционные лидеры Беларуси во главе с экс-кандидатом в президенты Светланой Тихановской и тысячи их сторонников подались в политическую эмиграцию – в основном в Литву, Польшу и Украину. Александр Лукашенко метко назвал этих людей «беглыми».

В сентябре 2020 года, в день инаугурации А.Лукашенко, уже из эмиграции С. Тихановская сообщила мировой общественности, что именно она является «единственным лидером, который был избран белорусским народом». Так оппозиционная «лидерка» стала самопровозглашенной «мамой нации».

Светлана Тихановская
Светлана Тихановская

Однако полтора года эмиграции сыграли со Светланой Георгиевной и ее командой злую шутку – они полностью утратили не только связь с Беларусью, но и с реальностью, погрузившись в параллельный мир собственных иллюзий и фантазий о том, что сейчас происходит в стране.

Параллельный мир «беглых» во всей красе проявился в контексте грядущего референдума.

В январе литовский офис Тихановской (вы только вдумайтесь!) «отказал Лукашенко в праве проводить референдум». В минском офисе главы государства над этим, думаю, долго смеялись.

Затем команда беглых оппозиционеров выдвинула план по срыву референдума. Избирателям было предложено зачеркивать оба квадратика в бюллетене, чтобы сделать его недействительным, и присылать фотографии таких бюллетеней в заграничный офис Тихановской для параллельного подсчета голосов.

Жители «параллельного мира» не понимают, что никакой «параллельный подсчет» у них не получится. Белорусская ситуация февраля 2022 года радикально отличается от августа 2020-го. Желающих поучаствовать в публичных акциях оппозиции сегодня днем с огнем не сыщешь. Случаи фотографирования своих недействительных бюллетеней и тем более отсылки их С. Тихановской будут единичными.

18 февраля заграничная «мама нации» дополнила свою фантастическую идею инструкцией, как вести себя на избирательном участке. Противникам президента предложено приходить на участки всем в одно время и поздороваться друг с другом на белорусском языке. Таким наивным действием С.Тихановская пробует сорвать референдум, организацией которого занимается мощная «вертикаль» исполнительной власти, выстроенная А.Лукашенко за четверть века и доказавшая свою прочность в период кризиса 2020 года.

Ничего более эффективного против референдума «беглые» политические импотенты так и не родили.

Кто в лес, кто по дрова

Однако дома, в Беларуси, остались «небеглые» оппозиционеры. Может быть, они придумали, как сорвать всенародное голосование по Конституции?

Нет, не придумали. И за это их можно даже похвалить, потому что, в отличие от эмигрантского штаба, здешние противники Александра Лукашенко ситуацию оценивают более-менее адекватно и понимают, что лезть сегодня на рожон против власти – самоубийство.

Прозападные и националистические политические организации сидят сейчас в Беларуси, как мыши под веником, предпочитают никакой публичной деятельностью и практической работой с населением не заниматься. Влияние на людей у них – мизерное.

Протесты стали символом избирательной кампании 2020 года
Протесты стали символом избирательной кампании 2020 года

Общего плана действий в день референдума у «домашней» оппозиции нет никакого. Одни заявляют, что вообще не пойдут на избирательные участки, другие призывают проголосовать против президентских поправок, третьи солидаризировались с инструкцией Тихановской.

И без того деморализованный после поражения на президентских выборах 2020 года оппозиционный электорат так и не знает, что ему делать 27 февраля – то ли дома сидеть, то ли против голосовать, то ли бюллетени портить.

Жирная точка в истории 2020 года

Очевидно, что оппозиция не в силах сорвать конституционный референдум. Очевидно, что она проиграет его без малейших шансов на какой-то протест своих сторонников.

Белорусская власть сегодня консолидирована, как никогда. Она выучила урок 2020 года и осуществила комплекс превентивных мер в отношении тех, кто хотел бы использовать референдум в целях организации новых массовых беспорядков.

В конце минувшей недели об этом четко заявил начальник Главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Беларуси Александр Купченя: «Мы готовы обеспечить в том числе охрану общественного порядка при реагировании на поступающие анонимные сообщения. Проведены необходимые тренировки. Вне зависимости от того, сколько будет таких сообщений, мы будем принимать решения в зависимости от обстановки и характера этих сообщений. Поэтому каких-либо проблемных вопросов для себя сегодня не видим. Специальные группы по разминированию также предусмотрены и готовы. Учения мы также провели в этой части. К действиям в таких условиях мы готовы».

27 февраля новая Конституция Беларуси будет принята голосованием граждан страны на национальном референдуме. Через десять дней после опубликования специального президентского указа она вступит в законную силу.

Кроме сугубо юридического акта, конституционный референдум будет иметь важное политическое значение. Он поставит наконец жирную точку в истории 2020 года, когда после президентских выборов оппозиция спровоцировала выход тысяч людей на улицы белорусских городов, чтобы свергнуть законную власть и разрушить страну.

Та драматическая страница истории современной Беларуси 27 февраля будет окончательно перевернута. Государство заживет по новым правилам и нормам, закрепленным силой новой Конституции.

Никита Палецкий