Яков Кедми: войны против России не будет

Политолог Яков Кедми считает, что на события в Казахстане ОДКБ отреагировало молниеносно, подтвердив твердую позицию России в отстаивании своих интересов на постсоветском пространстве. На его взгляд, Запад не сделал никаких выводов из событий в Карабахе, Беларуси и Казахстане, где участие России было быстрым и эффективным.

Обсудили во время онлайн-встречи в Международном медиаклубе «Формат А-3» с известным израильским публицистом, аналитиком-международником действия ОДКБ в Казахстане, события в Приднестровье, политику США и ситуацию вокруг Украины.

— Яков Иосифович, некоторые политологи сравнивают в связи с недавними событиями в Казахстане миротворцев ОДКБ с силами НАТО…

— Нет баз ОДКБ в других странах! Нет объединенных сил ОДКБ, нет штаба ОДКБ, который управляет ими, как единая военная сила. Они собираются для той или иной операции: каждая страна выдвигает то или другое подразделение, как, например, сейчас одна страна выделила одну роту, другая — батальон, третья — несколько батальонов. ОДКБ не действует вне стран ОДКБ, в отличие от НАТО. В данном случае были перепуганы прежде всего те, кто пытались превратить волнения в Казахстане в мятеж против власти. Части ОДКБ не принимали никакого участия в военных действиях: они заняли стратегические объекты, например, урановые рудники, Байконур, заводы по обогащению урана, район аэропорта. Подавлением мятежа занимались казахские силы, казахская служба безопасности, армия, министерство внутренних дел. ОДКБ в этом не участвовало. Так что ее влияние было, скорее, политическим. Токаеву было необходимо сломать уверенность деструктивных сил, которые пытались дестабилизировать обстановку в Казахстане, в их победе. А они уже владели улицей. Само решение о том, что Вооруженные силы ОДКБ войдут в Казахстан, и переломило ситуацию, разогнало все эти группы.

— Вы видите отличия ситуации в Беларуси в августе 2020 года от ситуации в Казахстане?

— В Беларуси нет коррупции, нет криминальных структур. Сплоченность белорусского общества была намного выше, власть была намного более эффективной, не было религиозного фанатизма и экстремизма, такого социального напряжения, как в Казахстане.

— Как вам кажется, каким образом Россия добьется от НАТО решения отодвинуть и вывести свои базы из Восточной Европы? Вопрос будет решен дипломатически или нам не избежать вооруженного конфликта? 

— Это зависит от меры благоразумия стран НАТО и Соединенных Штатов. Россия уже заявила, что готова применить в том числе и военные методы, поскольку считает эту ситуацию для себя неприемлемой. Когда речь идет о России и когда речь идет о таком президенте, как Путин, я бы всегда интересовался тем, о чем он НЕ говорит и с кем он НЕ разговаривает.

То, что сейчас происходит — критическая точка в развитии всего мира, Европы, а особенно России и США. Россия добьется вывода американских баз из Европы – так как решившись на подобный шаг, основывается на своем растущем преимуществе в области стратегических ядерных вооружений, которые очень заботят Соединенные Штаты, потому что они не в состоянии сегодня воевать с Россией. Россия угрожает именно действиями «военно-технического» характера. Этим действиям американцам противопоставить нечего, потому что на военный конфликт с Россией они пойти не готовы. А Россия готова. Поэтому им придется отступить, чтобы не потерпеть военное поражение и огромные потери, которые могут надломать хребет американцам. Думаю, что в итоге Россия добьется возвращения НАТО к границам 1967 года.

— О чем говорит отсутствие единой позиции стран НАТО в вопросе эскалации конфликта Россия-Украина?

— Здесь нет ничего удивительного. Какое дело португальцам до Украины? И что Исландия ищет в Днепропетровске, я не понимаю. Думаю, исландцы не понимают тоже. И с каких это пор Британия интересуется украинским народом? Последний раз британские войска были под Балаклавой, в Севастополе, но тогда они пришли не на Украину, а воевали с Россией. У нынешнего министра иностранных дел Великобритании смешались понятия истории и географии: европейские страны, в отличие от Польши, не видят для себя никаких национальных интересов на Украине. В рамках общей борьбы с «российской угрозой», как они это называют, или солидарности с Соединенными Штатами – это да, но сама Украина, как таковая, не входит в карту их национальных интересов. Это все нисколько не меняет положение населения ни Нидерландов, ни Великобритании, ни Германии, ни Франции, если только они не избавились от своего имперского атавизма.

— Какая из бывших советских республик выиграла от развала СССР?

— Ни одна из республик. Кто сейчас находится в числе наиболее успешных? Россия, и в какой-то мере Азербайджан – за счет нефти и умелого балансирования между различными силами. Казахстан казался успешным со стороны, но выяснилось, что это не совсем так. Прибалтийские республики? Все живут на дотации европейского сообщества, вся Прибалтика экономически не дееспособна. В Эстонии сегодня проживает меньше эстонцев, чем за всю историю эстонского государства. В Латвии ужас, что происходит! Если эти республики называются независимыми, значит, я не понимаю, что такое независимость: они решили под лозунгом независимости поменять зависимость от одной страны на зависимость от другой страны. Где эстонские и литовские писатели, музыканты, ученые и инженеры? Где врачи, медсестры и рабочие — мы знаем. Где девушки с пониженной социальной ответственностью, мы тоже знаем. И ответственность их понизилась именно в независимой Латвии, Эстонии и Литве. До этого она была очень даже устойчивая и нравственная. Если кто-то считает, что это успех, то я – нет. Сегодня только около 40% врачей, выпускающихся из латышских вузов, остаются в Латвии в первый год, во второй год – еще меньше. Нет сегодня и латвийской промышленности — последние, кто уплыли – это шпроты. А литовцы умудрились и транзит удобрений уничтожить, и китайский транзит — так хотели понравиться американцам. Перестарались…

— Некоторые историки считают, что после развала Советского Союза осталось много потенциальных вооруженных конфликтов: какой регион, по вашему мнению, взорвется следующим?

— Везде есть свои внутренние проблемы. Они будут обостряться по мере ухудшения положения в каждой республике и по мере желания и возможности других государств ловить рыбку в этой мутной воде и пытаться использовать проблемы в своих интересах. Взять, например, Кавказ — это лоскутная территория, на которой живет очень много племен, народов и родов. При определенных обстоятельствах все это можно использовать — как пытались недавно использовать ингушей против чеченцев, так можно использовать кабардинцев против балкар, башкир — против татар. Все зависит от того, насколько авторитетна власть и насколько она сопротивляется попыткам извне использовать проблемы страны в своих интересах.

— Прокомментируйте, пожалуйста, недавнее заявление президента Майи Санду: она в открытую назвала Российскую Федерацию «силой, которая сопротивлялась независимости республики Молдовы», имея в виду события в Приднестровье.

— Если она хочет соревноваться в политической неграмотности с британским министром – пожалуйста. Если европейская интеграция означает полное незнание и непонимание истории и искажение известных однозначных исторических фактов — пожалуйста… Ничего разумного в этом нет. Мои люди были по обе стороны баррикад: мы занимались вывозом еврейского населения из зоны конфликта. Конфликт начался именно из-за таких, как Санду, из-за сопротивления не молдавского, а русского и украинского населения — в основном Приднестровья, из-за попыток присоединить их к Румынии. То есть, не Россия породила этот конфликт, а прорумынские силы, которые хотели независимую Молдову превратить в румынскую провинцию. Открыто, нагло и вопреки желанию населению Молдовы.

А конфликт начался, когда молдавская армия двинулась на Бельцы: не войска из Приднестровья пошли на Кишинев, а именно из Кишинева вооруженные силы независимой Молдовы двинулись на Бельцы и на Приднестровье. На их несчастье там стояли российские воинские части и был специфический командир, который отдал приказ – или вы остановитесь, или я двину свои танки на Кишинев. Все, что заявляет Санду — наглая ложь и фальсификация фактов.

— Насколько вероятно сейчас повторение военных событий между Кишиневом и Тирасполем?

— Возможно все. Если власть окончательно будет потеряна и если произойдет то же самое, что и на Украине – страна превратится в гуляй-поле, то вооруженные группы с той и с другой стороны могут брать власть в свои руки. Власть всегда лучше, чем безвластие: кто бы мог подумать еще вчера, что мирные казахи устроят в своей стране то, что они устроили? Отсутствие всех нравственных норм может привести любой народ к такому же результату. Вот буддизм – мирная религия, а вспомним, что они делали в Бирме с бенгальцами, с мусульманами, вырезая целые деревни, убивая женщин и детей? А что творилось в нацистской Германии?.. Нет народа, который не способен на такие зверства, как немцы при нацистской власти. Издевательства голландцев над населением Индонезии по своей жестокости и изощренности превосходили издевательства японцев над китайцами. А что делали французы в Алжире и бельгийцы в Конго? Так что любой народ можно довести до звериного состояния.

Виктория Трикало