В «Жэньминь Жибао» опубликована статья Михаила Фрадкова

Статья директора РИСИ М.Е. Фрадкова «Важный вклад Китая в деятельность ООН» опубликована 24 октября в самой влиятельной газете КНР «Жэньминь Жибао».

С оригиналом публикации на китайском языке можно ознакомиться на сайте «Жэньминь Жибао» по ссылке.

Предлагаем вашему вниманию русский перевод статьи.

Важный вклад Китая в деятельность ООН

В текущем году КНР отмечает ряд знаменательных дат в истории страны. Одна из них – пятидесятилетие членства в Организации Объединенных Наций (ООН). 25 октября 1971 года на 26-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Китайская Народная Республика обрела статус полноправной страны-участницы этой международной организации и была признана единственным законным представителем Китая в ООН.

Сегодня Китай является членом почти всех международных межправительственных организаций и подписантом более 600 основных международных договоров. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Китай вносит ощутимый вклад в практическую деятельность Организации Объединенных Наций. В частности, за истекший период Китай оказал помощь 166 странам и международным организациям на общую сумму 62 млрд долл. США. Он принял участие в 29-ти операциях по линии ООН, направив для этого 50 тыс. своих миротворцев. На международном Форуме устойчивого развития в Пекине 26 сентября с.г. министр иностранных дел КНР Ван И сообщил, что Китай предоставил странам мира 1,25 млрд доз антиковидной вакцины. Кроме этого, руководство страны подтвердило обещание в течение предстоящих трех лет выделить развивающимся странам 3 млрд долл. США на восстановление экономики и борьбу с последствиями пандемии. Нельзя не признать, что такая политика Пекина отражает его ответственное отношение к проблемам, которые стоят перед странами мира и которыми призвана заниматься Организация Объединенных Наций.

Однако Китаю вместе с другими государствами-членами ООН предстоит еще немало сделать для достижения целей устойчивого развития мирового сообщества в нынешней обстановке геополитической турбулентности, слома договоренностей в сфере контроля над вооружениями, повышения конфликтного потенциала в разных регионах мира и преодоления последствий глобальной пандемии коронавируса COVID-19.

России импонирует позиция Китая в международных делах. В частности, в Москве разделяют точку зрения Пекина относительно ведущей роли ООН в обеспечении безопасности государств, объединении усилий всех стран в интересах общего прогресса и определении путей будущего развития мира. Позиции наших стран по многим острым проблемам современного международного развития близки или совпадают. Это относится, в частности, к урегулированию ситуации на Корейском полуострове, в Сирии, Афганистане, возобновлению плана действий по иранской ядерной программе и другим актуальным темам.

Россия и Китай выступают против стремления некоторых государств утвердить келейный принцип принятия глобальных решений, размыть ооноцентричную архитектуру мироустройства путем создания структур, параллельных уже существующим международным институтам. На наш взгляд, любые попытки с чьей-либо стороны обеспечить себе односторонние преимущества и утвердить так называемый «порядок, основанный на правилах» без учета интересов и культурно-цивилизационных особенностей других стран, вряд ли могут иметь успех. Поэтому, например, создание в сентябре с.г. «тройственного альянса» (AUKUS – Австралия, Великобритания, США), имеющего неприкрытую антикитайскую направленность, способно лишь осложнить и без того непростую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В то же время, с нашей точки зрения, интересной и своевременной является Глобальная инициатива в области развития, предложенная Председателем КНР Си Цзиньпином на 76-й сессии Генассамблеи ООН. Она ориентирует на формирование «партнерств глобального развития», обеспечение синергии многосторонних процессов сотрудничества, ускоренную реализацию Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года. Инициатива призывает эффективнее использовать достижения в области науки и техники и на этой основе строить «сообщество глобального развития», обеспечив согласованный выход на новый уровень сбалансированного, скоординированного и инклюзивного роста.

Такой подход в полной мере согласуется с договоренностями руководителей России и Китая о параллельном и скоординированном формировании Большого Евразийского партнерства и развитии инициативы «Один пояс, один путь». Уверены, что предложение Китая будет способствовать выполнению планов сопряжения Евразийского экономического союза и строительства «Пояса и пути» в интересах обеспечения стабильного экономического роста в евразийском макрорегионе, укрепления региональной экономической интеграции, поддержания мира и развития в регионе.

Надежной основой российско-китайского сотрудничества, в том числе на различных международных площадках, включая ООН, является подписанный 20 лет назад в Москве Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (16.07.2001 г.). Без сомнения, это — важное и знаменательное событие в истории отношений наших стран. Договор справедливо оценивается как образец формирования межгосударственных отношений, позволивший поднять связи между Россией и Китаем на беспрецедентную высоту. В связи с этим, актуальным представляется совместное заявление России и Китая о том, что в феврале 2022 года российско-китайский Договор будет автоматически продлен на последующий пятилетний период.

Россия и Китай являются крупными державами, располагающими значительным потенциалом и влиянием в мире. Поэтому их усилия совместно с другими странами представляются сегодня особенно важными для сохранения определяющей роли ООН в международных делах и защиты миропорядка, основанного на международном праве.

РИСИ