Андрей Кривошеев: мы не можем банить всех подряд, как Facebook

Андрей Кривошеев
Андрей Кривошеев

Председатель БСЖ и активный участник сообщества журналистов России и Беларуси «Друзья-Сябры» Андрей Кривошеев поучаствовал в сессии союзного медийного форума, посвящённой стратегии развития СМИ в Союзном государстве в Digital-эпоху.

Эксперт остановился на проблеме борьбы с фейками и рассказал о различных методиках по их развенчиванию:

«Есть самое жёсткое решение, применяемое информационными монополистами, которые просто банят, блокируют либо помечают контент как содержащий непроверенную информацию. На мой взгляд, в нашем информационном пространстве таких возможностей нет. Нет тысяч анонимных модераторов, сидящих в Facebook, цифровых программ, ботов, отслеживающих информацию на основании непонятно каких алгоритмов», — заявил спикер.

Глава Белорусского союза журналистов привёл позитивный пример взаимодействия между белорусскими и российскими журналистами, позволяющий бороться с фейками — совместная «летучая комиссия» БСЖ и СЖР по этике, разбирающая самые громкие случаи, которые вызывают споры в журналистском сообществе. Впрочем, задействуют её редко и в самых критичных ситуациях, поскольку свобода слова не пустой звук и вмешиваться в пространство журналистского таланта нужно как можно меньше.

Андрей Кривошеев рассказал российской аудитории о том, как развиваются белорусские новые медиа в посткризисный период, когда в стране прекратились массовые выступления и политические страсти слегка улеглись:

«Белорусские медиа сейчас экспериментируют с содержанием Телеграмм-каналов. Есть хороший анекдот про британца, который попадает на необитаемый остров. Через три или четыре года его находят, спасают и обнаруживают на острове три клуба. Британец сделал имитацию клубов из камней, веток. В один клуб он ходил по будним дням, во второй — по воскресным, а в третий не заходил никогда по идеологическим соображениям. Примерно так действует аудитория современных Телеграмм-каналов. Одни идут за заголовками, даже не за новостями, другие — за тем, чтобы подтвердить свои уже сформировавшиеся идеи и убеждения. То есть им нужен спикер или автор Телеграмм-канала, который бы ярко и эмоционально доформулировал их мысли. Третий тип — это мысли, с которыми человек категорически не согласен, так называемая оппозиция его собственному мнению. В такие каналы читатель заходит либо для того, чтобы высмеять чужое мнение, либо для того, чтобы его захейтить», — сказал он.

По мнению Кривошеева, сейчас новые медиа в Республике Беларусь развиваются именно по этим трём направлениям. Некоторые каналы пытаются совместить в себе и то, и другое, и третье.

В заключение председатель БСЖ подчеркнул, что антифейк давно стал отдельным направлением журналистики, причём этот жанр — очень читаемый, цитируемый и эмоционально заряженный. Он присутствует и в классических медиа в виде программ, где развенчивают фейки, и в формате Телеграмм-каналов. Сама популярность антифейка, по мнению Кривошеева, говорит о том, что борьба с непроверенной информацией и ложью в медиаполе небезнадёжна.