Смертный грех Сталина перед белорусским национализмом

В сентябре 1939 года территория Советской Белоруссии буквально за неделю увеличилась вдвое. И нынешняя Республика Беларусь существует практически в границах, подаренных товарищем Сталиным 82 года назад.

Беларусь маленькая и большая

После распада Российской Империи в 1917 году и польско-советской войны 1919-1921 годов значительные территории, населенные преимущественно белорусами, в результате Рижского мирного договора (1921) вошли в состав Польши.

Западная граница Советской Белоруссии (и СССР) пролегала тогда сразу за Минском. В польских владениях оказались крупные белорусские города – Брест, Гродно, Барановичи, Пинск, Молодечно.

Очень понятно об этом сказал президент Александр Лукашенко во время недавней церемонии вручения в Минске государственных наград: «На карте тогда был только клочок от центра нынешней Беларуси до Мозыря. Лоскут – вот что представляла тогда наша республика».

Эта историческая несправедливость и была исправлена Советской властью в 1939 году после нападения гитлеровской Германии 1 сентября на Польшу.

17 сентября части Красной Армии получили приказ перейти государственную границу. С Польшей к тому моменту все уже было ясно – армия безнадежно отступала и таяла, правительство разложилось и спешно собирало чемоданы, чтобы сбежать в эмиграцию.

Вермахт продвигался на восток. Угроза фашистской оккупации нависла над землями, населенными белорусами и украинцами. Советский Союз прямо сказал об этом в ноте, врученной польскому послу в Москве ранним утром 17 сентября:

«Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии».

Так маленькая Беларусь оказалась большой. Результатом «польского похода» Красной Армии стала новая граница БССР (и СССР). Теперь она проходила практически по «линии», предложенной министром иностранных дел Великобритании лордом Джорджем Керзоном еще в 1920 году в качестве демаркационной линии между Польшей и РСФСР.

Нравится это кому-то или не нравится, но сегодня Республика Беларусь имеет фактически те самые «сталинские» границы. Их коррекция была невелика – в 1944 году после освобождения Польши от гитлеровской оккупации СССР передал под юрисдикцию Варшавы территории вокруг Белостока и Пшемысля, незначительные пограничные изменения проводились также в 1948 и 1951 годах.

Мы должны признать факт: Республика Беларусь является достаточно крупным по размеру территории государством (207 600 квадратных километров – 14-место в Европе из 50-ти), и благодарить за это она должна товарища Сталина и его соратников по руководству СССР.

День неблагодарения

В свете сказанного выше, день «польского похода» Красной Армии 17 сентября 1939 года должен быть почитаем всяким, кто радеет за белорусский суверенитет и белорусскую государственность.

Александр Лукашенко своим Указом придал этой исторической дате статус государственного праздника – с нынешнего года 17 сентября отмечается в Беларуси как День народного единства. В стране прошли торжественные мероприятия, праздничные концерты, народные гуляния. На официальном уровне и в массовом общественном сознании состоялся «день благодарения» Советской власти за двукратный прирост государственной территории.

После 1956 года памятников И.В.Сталину в Беларуси не осталось. Но если гипотетически представить на минутку, что один такой монумент вдруг возник, то первыми в очередь к нему с охапками цветов должны были бы выстроиться самые оголтелые белорусские националисты. По здравой логике, именно они должны благодарить Советскую власть и лично Сталина за воссоединение белорусских земель в сентябре 1939 года.

Но у белорусских националистов с логикой большие проблемы. В день 17 сентября мы ежегодно наблюдаем у них обострение болезненных антисоветских и антироссийских комплексов.

Не стало исключением и 17 сентября 2021 года. Белорусская служба американского «Радио Свобода» – оплот и глашатай националистической мысли – посвятила специальный выпуск «развенчиванию мифов», связанных с воссоединением Беларуси. При этом слово «воссоединение» редакция взяла в кавычки и вместо благодарности тем людям, которые дали возможность белорусам жить в одном государстве, вылила на них ушат пропагандистских помоев.

Аналогичная вакханалия творилась в телеграмм-каналах и в личных социальных сетях оппозиционных «патриотов», для которых антисоветизм и русофобия всегда стоят выше интересов белорусской государственности и национального единства.

Логика сумасшедших

Аргументы белорусских националистов в «день неблагодарения» – смесь фальшивого пафоса и антиисторического вранья. Из этой смеси вытекает вывод, будто спасение белорусов от участи разделенного народа – это, в понимании нынешнего оппозиционера-националиста, очень-очень плохо.

Обвиняют СССР в захвате чужих земель. Но земли эти – белорусские, проживали и проживают на них преимущественно белорусы. Польша отхватила их себе в тот момент, когда у соседа еще полыхало пламя революции и гражданской войны.

Допустим, Рижский договор 1921 года, который Советская Россия вынуждена была подписать под грузом сложнейших исторических обстоятельств, передавал эти территории Польше. Но к 17 сентября 1939 года Польша стояла на пороге национальной катастрофы и уже не могла обеспечивать свой суверенитет. И выбор у Западной Беларуси и Западной Украины был тогда простой: оказаться под оккупацией Гитлера или воссоединиться с БССР и УССР. Может, господа националисты выскажут какой-то третий возможный сценарий тех событий, прежде чем обвинять Советскую власть, Кремль и Сталина?

Порочат Красную Армию за «удар ножом в спину» польскому войску. Да некому уже было удар наносить. Польская государственность к 17 сентября растворилась, как бульонный кубик в кипяченой воде. Политическое и военное руководство страны фактически капитулировало перед немцами еще до вступления советских войск. В ночь с 16 на 17 сентября члены правительства и высшие военачальники покинули страну, перейдя польско-румынскую границу близ города Залещики. Вечером 17 сентября главнокомандующий польской армией маршал Эдвард Рыдз-Смиглы отдал приказ по радио не вести боевых действий «с Советами». То есть он никакого «удара в спину» со стороны СССР не увидел.

Кричат о «позорном совместном параде» частей Вермахта и Красной Армии в Бресте 22 сентября 1939 года. Этот фейк давно разобран по косточкам, установлено, что никакого совместного парада не было. Из города уходили части 19-го моторизованного корпуса генерала Гейнца Гудериана – это был их «прощальный парад», как писал затем сам Гудериан. Вместо них в город зашли части 29-й легкотанковой бригады комбрига Семена Кривошеина. Комбриг, действительно, находился рядом с немецкими военачальниками на импровизированной трибуне «прощального парада». Но националисты, которые в массе своей и в советской армии не служили, и от белорусской «откосить» стремятся, не понимают разницу между парадом одной армии и совместным парадом двух армий.

Бессовестно врут о благополучной жизни белорусов «под Польшей» и об ужасах БССР. «Демократические» кликуши категорически не хотят признать тот факт, что Польша 30-х годов – откровенно антидемократическое, шовинистическое государство, проводившее политику насильственного «ополячивания» национальных меньшинств и «католизации» православных крестьян на своих восточных окраинах («kresy wschodnie»). Доказательств тому полно в официальных документах польского правительства.

Западнобелорусские крестьяне, 1920-1930-е гг.
Западнобелорусские крестьяне, 1920-1930-е гг.

Не будем лукавить: сталинский СССР тоже нельзя признать государством демократическим, однако проводимая в нем национальная политика дала мощный импульс развитию языков и культур населявших эту огромную страну народов. Белорусов это касается в полной мере, что легко доказать на общеизвестных цифрах и фактах.

И так по каждой позиции, по каждому тезису: фальшивки, подтасовки, прямая ложь. И все это сдобрено позерским пафосом боли за Беларусь и белорусскость.

На самом деле, современные белорусские националисты не любят настоящую Беларусь и ее драматическую историю. В их сошедших с ума головах наличествует мифическая, но идеологически «удобная» Беларусь. Без общих исторических и социо-культурных корней и связей с Россией, без Советской Белоруссии, без героического сопротивления наших двух народов общим врагам и оккупантам.

Потому в этой сумасшедшей логике воссоединение белорусского народа в 1939 году выставляется в качестве смертного греха России, Советской власти и Сталина перед Беларусью.

Потому они не могут и никогда не смогут завоевать умы и сердца белорусского народа.

Никита Палецкий