Олимпийский дрейф

Между прочим, мало кто обратил внимание, что гипотетическая сборная СССР заняла бы третье место в общекомандном медальном зачете на завершившейся токийской Олимпиаде. А по общему количеству медалей она вообще первая, опередив и американцев, и китайцев. 

Советский зачет

Из 15 советских республик только Таджикистан вернулся домой без медалей. Остальные 14 команд дали бы в общую советскую копилку 29 золотых, 51 серебряную и 59 бронзовых медалей – всего 139 наград. У США их 113 (39-41-33), у КНР – 88 (38-32-18).

Подсчет не совсем корректный, потому что в некоторых финалах встречались атлеты из двух постсоветских государств – понятно, что в сборную СССР попал бы только один из них. Но таких случаев не так много, и первое медальное место все равно остается незыблемым. В любом случае, советский спорт даже после 30 лет странноватых «реформ» держит очень высокую планку, что и подтвердила Олимпиада-2020.

Безоговорочным спортивным лидером на постсоветском пространстве остается Россия (71 медаль Токио). Неожиданно второй и третьей оказались команды Узбекистана и Грузии (5 и 8 наград соответственно, но у узбекской сборной на одно «золото» больше – 3 против 2). Четвертой и пятой идут Украина (19 медалей, но только 1 золотая) и Беларусь (7 медалей, одна из них золотая). 8 медалей у Казахстана, но все они бронзовые.

Заметна неприятная тенденция по выступлению в Токио четырех самых стабильных постсоветских команд (если брать историю всех постсоветских Олимпиад, начиная с 1996 года). Все они без исключения показали свои худшие результаты в медальном зачете.

Россия впервые стала 5-й. В 1996 и 2000 годах она была 2-й. В 2004 и 2008 годах – 3-й. В 2012 и 2016 годах – 4-й.

Такая же история с Украиной. На прежних Олимпиадах лучшее место она занимала в 1996 году – 9-е, худшим было выступление в 2016-м – 31-е. Теперь в Токио 44-е.

Беларусь имела 16-е место в 2008 году, 40-е в 2016-м. Ныне – 45-е.

Такая же история с Казахстаном: 22-е места на Олимпиадах 2000 и 2016 годов (лучший результат), 40-е (худшее) в 2004 году. В Токио провал сразу на 83-е место.

На случайность это не похоже. Тенденция, однако. Уж не свидетельствует ли она о том, что советский спортивный ресурс исчерпан, а с новым очевидные проблемы?

Посмотрим, что будет через три года на Олимпиаде-2024 в Париже, но повод задуматься имеется уже сегодня.

СССР, в котором была создана индустрия по производству олимпийский чемпионов и призеров, больше не может завоевывать медали для постсоветских государств. Стабильное отставание России по «золоту» от США, КНР, а теперь еще и Великобритании – едва ли случайность. Огромная Украина возвращается с Олимпиады с одним «золотом», а ранее крепкая Беларусь оказывается в самом хвосте сопоставимых по размеру территории и количеству населения европейских государств.

Очевидно, что мы имеем дело с последствиями пренебрежительного отношения спортивных функционеров к детско-юношескому спорту, к физической культуре населения в целом. Конечно, куда проще вложить государственные деньги в покупку легионера, получить сиюминутный клубный результат и орден себе на пиджак, чем годами возиться с тысячами мальчишек и девчонок, которые могут стать чемпионами в весьма отдаленной перспективе.

Много говорится о том, что профессиональные клубы должны существовать в основном за спонсорские и рекламные деньги, государственная же поддержка должна адресоваться в первую очередь развитию детско-юношеского спорта. Путь этот долгий и непростой, но только он может принести стабильный результат. Наши страны этим путем идти пока не хотят. Потому ожидаем еще более худших Олимпиад.

Во что Играем сегодня?

Первые Олимпийские игры современности, организованные по инициативе французского барона Пьера де Кубертена в 1896 году, включали в свою программу состязания всего по 9 видам спорта – борьба, велоспорт, легкая и тяжелая атлетика, плавание, гимнастика, стрельба, теннис, фехтование. Все они были классическими, «традиционными». Игровых видов спорта в те времена еще практически не было. К первым олимпийским стартам не были допущены женщины.

Развитие цивилизации естественным образом трансформировало олимпийской движение в лучшую сторону. Количество видов спорта в программе Олимпиад неуклонно росло. «Слабый пол» пробил себе дорогу уже на вторую Олимпиаду современности в 1900 году. В 1908 году первую золотую медаль Игр завоевал темнокожий спортсмен – Джон Тейлор (в составе американской эстафетной команды). Однако борьба с расовой дискриминацией на Олимпиадах шла еще многие десятилетия. Афроамериканец Джесси Оуэнс, завоевавший четыре золотые медали на берлинской Олимпиаде в 1936 году, вспоминал, что его не пригласили вместе с другими победителями к Гитлеру, но и в Белый дом пожать руку президенту США его тоже не пригласили.

Сегодня все эти проблемы ушли в прошлое. Мы спокойно наблюдаем за соревнованиями атлетов разных рас и национальностей, женщин, смешанных гендерных команд, паралимпийцев.

Все это хорошо и правильно. Однако…

Не покидает ощущение некоего перебора в стремлении современного олимпийского движения разнообразить самое себя.

Неоднозначную реакцию вызывает безудержный рост новых видов спорта, включаемых в олимпийскую программу. Если Пьер де Кубертен начинал с 9 видов спорта, то на завершившейся в воскресенье Олимпиаде в Токио медали разыгрывались уже в 33 видах.

Некоторые из них выглядят экзотически и навевают мысли, что получают олимпийский статус специально в угоду интересам западных стран. Многие ли из нас представляют себе, чем бейсбол отличается от софтбола, а боулдеринг от скейтболдинга? А в Токио все они имеют олимпийских чемпионов и призеров.

Помимо классических игровых видов спорта программа усиленно дополняется их суррогатными вариантами: пляжный волейбол, баскетбол 3 на 3, регби-7… Странно, что еще не включили грязевой футбол и стрельбу из рогатки.

В своем дворе я регулярно наблюдаю мужиков, режущихся в домино. Порой думаю, что с таким подходом их «спорт» имеет полное право на включение в Олимпийские игры, с которых эти милые мужики обязательно вернутся с медалями.

Экзотические виды снижают возрастную планку Олимпиад. В Токио олимпийским призеркам по скейтбордингу на троих исполнилось всего 42 года. Это Олимпиада или детский сад, если чемпионкой становится 13-летняя девочка?

Дальше – больше. В Токио на олимпийский помост вышел (или вышла? – не уверен, как правильно) первый трансгендер – тяжелоатлетка Лорел Хаббард из Новой Зеландии. Лавров она не снискала, не сумев взять стартовый вес в рывке, но вопросов оставила уйму. Главный из них: справедливо ли допускать к соревнованиям женщин бывшего мужчину? Природа (при всем уважении к гендерному равенству) все-таки изначально сделала мужчину физически более сильным, поэтому по всему миру прокатилась волна возмущенных голосов по случаю участия трансгендера в женских соревнованиях. Я к этим голосам присоединяюсь, конечно. Только опасаюсь, что в какой-нибудь ближайшей Олимпиаде появятся, наряду с мужскими и женскими соревнованиями, еще и соревнования трансгендеров, а в «смешанных» эстафетах вместе с двумя мужчинами и двумя женщинами побегут еще и два трансгендера.

Лорел Хаббард
Лорел Хаббард

Негативно влияет на олимпийский дух коммерциализация, погоня за потребностями телеиндустрии в ущерб интересам простого болельщика на стадионе. В этих же целях нещадно меняются правила состязаний, чтобы матч и поединок был как можно короче и лучше попадал в телевизионную картинку.

Мне все это не нравится. Современному олимпийскому движению явно не достает здравого консерватизма, приверженности прекрасным традициям, осторожного отношения к сомнительным экспериментам.

Может быть, потому мировые рейтинговые агентства фиксируют падение зрительского интереса к Олимпийским играм? Не пора ли задуматься: во что превращаются Игры?

Никита Палецкий