Санкции подталкивают наши страны к расширению взаимодействия

22 апреля состоялась сессия Общего собрания Национальной академии наук Беларуси, в работе которой принял участие заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин. Перед началом он побеседовал с журналистами о реализации союзных программ с участием НАН РБ. Напомним, что в настоящее время выполняются девять программ, из них шесть – высокотехнологичные.

— Союзное государство уделяет большое внимание разработке программ в области космоса, электронных технологий и т.д. Какие высокотехнологичные программы на подходе?

— На сегодняшний день в достаточно высокой степени готовности программа «Комплекс-СГ» по космической тематике. Это развитие системы Дистанционного зондирования земли. Программа «Компонент-Ф» предусматривает разработку новых технологий в области фотоники. Заказчиком будут Национальная академия наук и Министерство образования и науки России. И ожидаем дополнительного рассмотрения вопросов программы, связанной со стволовыми клетками. Пока идут согласования, но они в более высокой степени готовности, чем другие программы.

— Насколько сейчас актуальна задача ускорить процесс согласования программ?

— Актуальность сохраняется. Неделю назад была встреча Государственного секретаря Союзного государства с министром финансов России. Есть понимание, что мы должны выходить на решения, которые ускорят процесс согласования. Речь идет о координации действий, чтобы учитывать те требования, которые предъявляет Министерство финансов госзаказчикам и координаторам, а это справедливые требования. Я надеюсь, что мы можем сократить тот период, который был раньше.

— Ранее вы говорили о катастрофической ситуацией с сопровождением и организацией работы по союзным программам. О чем шла речь?

— О том, что на сегодня у нас подписана и реально реализуется на 2023 год одна программа. Необходимо предпринять усилия, в том числе и нашей академической науке, чтобы высокотехнологичные программы мы согласовывали активнее. Чтобы была не одна программа, а семь, десять и т.д. В прошлом году у нас было 12 программ, в этом – девять. Может быть, из-за того, что такая жесткая трактовка прозвучала, вот уже менее чем через месяц после моего заявления мы ожидаем на выходе минимум две программы. А вообще их будет больше.

— Как вы думаете, как скажутся санкции против Минска и Москвы на интеграции в рамках Союзного государства?

— Эти санкции подталкивают нас к расширению сферы взаимодействия. Это должно быть более эффективное взаимодействие даже по небольшим проектам. Мы понимаем, что ожидать от Запада по ряду направлений поступления товаров и материалов, которые нам нужны, не стоит. Значит надо дополнительно переориентироваться и к тем направлениям, которые были, добавить новые. Мы более активно начнем работать в области науки, ядерных исследований, новых материалов и т.д.

Постком СГ