Агенты бывают разные

В последнее время белорусский Парламент все чаще становится источником новостей. Собственно, так и должно быть в современном обществе. Накануне Андрей Савиных, один из самых заметных представителей депутатского корпуса, поделился мыслями о необходимости принятия закона о так называемых иностранных агентах. И тут же эта идея породила обсуждение с прямо противоположными мнениями.

Американские новаторы

Когда поднимается тема законодательства об иностранных агентах, сразу вспоминают о двух примерах — США и России. При этом возникает любопытная ситуация. Западные партнеры попрекают Россию введенными нормами. А из Москвы, в свою очередь, раздаются возгласы, дескать, на себя посмотрите, у вас в Штатах такой же закон действует уже не один десяток лет. В чем же тут дело?

В Соединенных Штатах Америки с самого начала их существования всерьез были озабочены недопущением любого иностранного влияния. Но исключить его оказалось достаточно проблематично, учитывая тотальную коррумпированность североамериканских чиновников и политиков того времени. Достаточно сказать, что при обсуждении продажи Аляски российский дипломат фон Стекль потратил 165 тысяч долларов на взятки сенаторам. Баснословная по тем временам сумма!

Порядок решили навести при Рузвельте. В 1938 году был принят Акт о регистрации иностранных агентов, известный по своей аббревиатуре FARA.

Здесь важно разобраться с терминами. Дело в том, что данный закон стал первым в череде актов, регулирующих работу лоббистов. Да, в США этот вид деятельности разрешен легально. И в 1946 году вышел уже Акт о регулировании лоббизма, рассчитанный на внутренних политических агентов. Дискуссия о таком порядке вещей идет до сих пор. Некоторые штаты даже запретили у себя лоббистскую деятельность. Но на федеральном уровне все остается без изменений.

Важен и год принятия FARA — 1938‑й. Это связано с активной политической и пропагандистской деятельностью, которую развернула гитлеровская Германия в Северной Америке.

Ее главной целью стало поддержание пацифистских настроений, чтобы не допустить вмешательства США в назревавшую войну в Европе. Для этого была создана целая сеть прогерманских и откровенно нацистских организаций, покупались полосы в газетах, проплачивались радиопередачи. Третий рейх использовал и немецкую диаспору. В НСДАП создали даже специальную гау (партийную область) для немцев, живущих за границей. Ее VI земельное управление как раз отвечало за Северную Америку.

Американский акт предписывает всем структурам, созданным при участии иностранных правительств или неправительственных организаций, регистрироваться в министерстве юстиции США и каждые полгода заявлять о поступивших из‑за рубежа средствах. Кроме того, вся информация, исходящая от иностранных агентов, должна помечаться соответствующим образом.

В 1966 году, в разгар холодной войны, в закон были внесены изменения. Они направлены на больший контроль именно лоббистской деятельности и разрешение спорных случаев.

Нарушителям акта грозит до пяти лет тюрьмы и/или штраф десять тысяч долларов.

Американцы любят повторять, что закон носит исключительно предупредительный характер, за время его применения было возбуждено менее сотни дел. А до суда доведены и вовсе единицы. Так или иначе, но по состоянию на конец прошлого года в минюсте США было зарегистрировано 464 юридических и физических лица, признанных иноагентами.

Надо также отметить, что FARA далеко не единственный американский юридический акт, который ограничивает иностранное вмешательство. В США действует минимум три десятка различных федеральных документов, регламентирующих, а чаще всего прямо запрещающих любое иностранное влияние в массмедиа и политической сфере. Да и само определение «иностранный агент» в английском языке, в том числе и в его американском варианте, носит однозначно отрицательную коннотацию.

Опыт союзной России

В России не раз поднимали вопрос о серьезном иностранном вмешательстве в политическую жизнь страны. История 1990‑х годов, когда западные политтехнологи прямо влияли на избирательные кампании, а зарубежные консультанты сидели во властных кабинетах, памятна всем. В итоге россияне решили перенести американский опыт с иностранными агентами на родную почву. Почти слово в слово. Так, в июле 2012 года Государственная дума приняла поправки к закону о некоммерческих организациях. Теперь статусом иноагентов стали наделять НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства». Как и в американском случае, были сделаны исключения для религиозных, академических, спортивных, некоторых благотворительных организаций.

В ноябре 2017 года в России внесли изменения в закон о СМИ, позволившие признавать иностранными агентами массмедиа, получающие финансирование из‑за границы. Это была ответная мера на действия американских властей в отношении RT и «Спутника». В России под действие новой нормы попали соответственно «Радио «Свобода», «Голос Америки» — всего десяток субъектов.

Совсем недавно после двух лет обсуждения Госдума приняла правила, по которым иностранным агентом может признаваться и физическое лицо.

Как итог в список иноагентов из нескольких тысяч НКО, получающих финансирование из‑за рубежа, попало около сотни. Эта цифра постоянно меняется, поскольку Минюст обновляет реестр каждый год. Из него можно исключиться, если подать соответствующее заявление.

Как и в США, норма об иноагенте далеко не единственная, которая ограничивает зарубежное влияние на политическую и медийную жизнь в России.

В 2015 году законодательно был закреплен термин «нежелательная организация».

Под ним подразумевается неправительственная или международная структура, которая может нанести ущерб Российской Федерации. Первой такой организацией в том же году Генпрокуратура признала Национальный фонд в поддержку демократии, основанный конгрессом США, за его активность в избирательном процессе в России. Здесь нормы жестче.

Нежелательным организациям запрещается проводить публичные мероприятия на территории России, их счета замораживаются. За нарушение этого запрета предусмотрен крупный штраф — до 500 тысяч рублей, принудительные работы до пяти лет или лишение свободы — до восьми.

Мировой тренд?

Но США и Россия далеко не единственные страны, в которых ограничивается или прямо запрещается иностранное влияние на политику и медийную сферу. Схожий закон принят в Австралии. Соответствующие нормы вводят и другие государства. Причем часто это происходит явочным порядком. Например, в угаре борьбы с российским влиянием некоторые наши восточноевропейские соседи ограничили вещание российских каналов и работу российских СМИ. В Турции после провала попытки государственного переворота в 2016 году вообще перевернули вверх дном все НКО в поисках зарубежного следа.

Венгерский премьер Орбан известен своей бескомпромиссной борьбой со структурами, созданными при поддержке американского финансиста Джорджа Сороса.

Конечно, можно критиковать подобные меры, усматривать в них типичный случай охоты на ведьм. Совсем недавно известный российский либерал Николай Сванидзе предельно сжато сформулировал суть таких претензий: «Он (закон. — Прим. авт.) для них другой, он у них другой, просто другой. Для заграницы это нормальный закон. Для России он вредный, вредный для развития нашего общества». И все тут! Как говорится, что немцу хорошо…

Но вот ведь какая закономерность. О ней знают все специалисты, изучающие феномен «цветных революций». Накануне политических потрясений (примерно за год‑два) вдруг начинает расти число НКО, получающих финансирование из‑за рубежа, и увеличивается сам объем финансовых средств, которые им переводятся. Да и схема финансовой поддержки политических партий, идейно близких зарубежным спонсорам, предельно проста. Скажем, они могут получать деньги от какой‑нибудь отечественной НКО на проведение конференции, симпозиума или оказание консалтинговых услуг. Причем объем этих сумм никак не ограничен. Сама НКО может находиться на гранте у зарубежного фонда. Формального нарушения действующего законодательства нет. А как по сути, каждый может сделать выводы сам.

В Беларуси, кстати, создана матрица для регулирования поступающего зарубежного финансирования и информирования об этом общества. В структуре Управления делами Президента действует Департамент по гуманитарной деятельности. Именно он и контролирует поступление «иностранной безвозмездной помощи» из‑за рубежа различным общественным структурам.

Кому и какие суммы поступают? На каких условиях? Какова динамика финансирования из‑за рубежа? Согласитесь, общество вправе знать ответы на эти вопросы.

Конечно, как говорят в определенных кругах, кеш никто не отменял. Но это другая история и статья уголовного законодательства…

Одним словом, можно согласиться с нашими депутатами, что отечественное законодательство в сфере деятельности НКО уже не соответствует требованиям времени и нуждается в корректировке. А само обсуждение должно проходить максимально открыто. Возможно, даже стоит такую важную и общественно значимую поправку вынести на повестку предстоящего Всебелорусского народного собрания.

СБ