Русский Роден был белорусом

Сергей Конёнков входит в десятку лучших скульпторов XX века. Еще до Октябрьской революции его называли русским Роденом. Однако мало кто знает, что знаменитый мастер по национальности был записан как белорус.

С приветом к Сталину… из Америки

Архивных документов про Конёнкова до обидного мало, нет в открытом доступе и его воспоминаний. Однако в интернет-источниках, например на сайте «Белорусы Москвы», встречаются упоминания о его этнической принадлежности. Почему уроженец Смоленщины считал себя белорусом? Доподлинно неизвестно. Однако можно предположить, что с этой национальностью скульптор себя идентифицировал потому, что этнически Смоленщина считалась местом проживания белорусов в Российской империи.

Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1974 год ©
Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1974 год

Родился будущий гений в зажиточной крестьянской семье в деревне Караковичи Ельнинского уезда (сейчас Рославльский район). После окончания учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Октябрьскую революцию принял на ура и даже участвовал в ленинском плане монументальной пропаганды. Говорят, сам Ильич жал ему руку! Правда, сторонник пролетариата, как и когда-то Некрасов, певец народа, вел богемный образ жизни. В его мастерскую, ставшую модным светским салоном, заглядывали художники, артисты, поэты. Словно к себе домой захаживал туда Сергей Есенин, нередко вместе с несравненной Айседорой Дункан.

Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1974 год ©
Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1974 год
Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1974 год ©
Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1974 год

В конце 1923 года Конёнков вместе с женой Маргаритой Воронцовой уехал в Америку – участвовать в выставке русского и советского искусства. Планировал задержаться там на пару месяцев, но судьба распорядилась по-другому: на родину знаменитый скульптор вернулся только через 22 года. Во время турне по Италии в 1928–1929 годах он познакомился с Алексеем Горьким, который подтолкнул его создать галерею портретов деятелей искусства и науки. Так появились бюсты Горького, Довженко, Шаляпина и др. К американскому периоду творчества относятся его рисунки, связанные с размышлениями на темы Библии, апокалипсиса. Художник изображал Христа, пророков, апостолов, создавал эскизы к космогониям (учениям о происхождении Вселенной).

Точного количества работ скульптора никто не знает. Исследователи называют разные цифры – от 800 до 1,5 тысячи.

Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1974 год ©
Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1974 год
Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1974 год ©
Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1974 год

Конёнков не был диссидентом в классическом смысле слова. Более того, он отправлял из-за океана письма Сталину, в которых выражал желание поскорей вернуться на Родину. В своих посланиях «вождю народов» рассуждал о духовных, полных христианского мистицизма категориях, цитировал Библию и другие религиозные тексты. Интересно, что зачастую в его текстах проскальзывала дореволюционная орфография: к примеру, «дорогой брат Iосиф Виссарiонович».

Кстати, в июле 1940 года в одном из писем он фактически предсказал нападение гитлеровской Германии на СССР.

Во время войны Конёнков был членом американского Комитета помощи России, перечислял из личных гонораров большие суммы.

В 1945 году семья художника спешно вернулась в СССР. Причем доставили их на родину пароходом «Смольный», который был зафрахтован по личному приказу Сталина. Как такое могло произойти? Неужели Иосиф Виссарионович простил изменника и прослезился от его душещипательных посланий? Есть архивные свидетельства о том, что супруга Конёнкова, красавица Маргарита, была советской разведчицей. Она заводила знакомства и даже затевала романы с учеными, имевшими непосредственное отношение к «Манхэттенскому проекту», касающемуся разработки в США ядерного оружия.

Конёнков знаменит скульптурами, которые он создал в России, Италии, Греции и США, где прожил более 20 лет. Они украшают здание Верховного суда в Вашингтоне, широко известна также галерея русских художников-эмигрантов и ученых Принстонского университета.

Ба, знакомые все лица!

Буквально неделю назад удалось посетить музей скульптора Сергея Конёнкова в Смоленске. Говорят, он нисколько не уступает московскому, а по удачному освещению и грамотной группировке скульптур даже превосходит его. Как бы то ни было, но для областного центра такая коллекция – поистине бесценное сокровище.

Из-за пандемии коронавируса, набирающей обороты и в России, я оказалась единственной посетительницей этого музея. А потому могла рассматривать работы нашего Родена без спешки и суеты. На свидание к земляку пришла во всеоружии, начитавшись о его жизни и творчестве из самых разных источников. COVID-19 подарил шанс побыть тет-а-тет с его творениями, рассмотреть их вблизи и заметить нюансы, ускользающие от взгляда в обыденной суете.

Очень хороши нагие красавицы, которые словно купаются в лучах утреннего света. Девушки спортивные, крепкие, явно не стандарта 90-60-90… Кстати, славу Сергею Тимофеевичу принесли именно они – первые в истории русской скульптуры изображения обнаженного женского тела.

Но больше всего времени я провела перед скульптурами из дерева. Искусствоведы отмечают, что нечасто в малой пластике используют такие редкие качества этого материала, как причудливость, прихотливость абриса, необычность текстуры.

Конёнков сумел «разговорить» дерево. Вот двухметровый деревянный Маяковский размашистым шагом стремительно шагает вдаль, а вот другой Владимир – Ульянов – показывает тыльной стороной ладони в небо, словно подтверждая: действительно, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно…Как все-таки недооценен этот материал современными мастерами!

Здесь же находится и портрет Федора Достоевского, удостоенный Гран-при в Брюсселе в 1958 году. А еще можно встретиться с Пушкиным, Горьким, Толстым, Дарвином, Павловым…

Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1974 год ©
Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1974 год
Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1974 год ©
Каменецкий А. Сергей Конёнков. Избранное. Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1974 год

Поклонников творчества прославленного белоруса вряд ли оставит равнодушным скульптура Христа, которая считается одним из самых прекрасных творений Конёнкова. Почему на этом одухотворенном лице у глаз не обозначены зрачки? Быть может, Спасителю больно видеть происходящее вокруг? Мастер не дает ответа на этот вопрос. Думайте сами…

Ангелина Светлова