Как экспорт в Россию помогает возрождать промышленность Беларуси

Беларусь восстанавливает объемы промышленного производства, снизившиеся из-за коронакризиса на 15–20%, почти половину продукции закупает Россия.

Отрасли производства в Беларуси вновь набирают обороты – впервые с начала пандемии коронавируса, об этом в эфире телеканала «Беларусь 1» сообщил заместитель премьер-министра Юрий Назаров.

По его словам, в июле промышленность республики наконец-то продемонстрировала тенденцию роста – и это видно по увеличению объемов производства, снижению складских запасов и оживлению рынков».

Тем временем отчеты Национального статистического комитета Беларуси (Белстат) демонстрируют прямую зависимость – белорусский экспорт стал расти, как только в России отменили режим самоизоляции. Какие белорусские товары лидируют на рынке РФ, и почему именно Россия является главным импортером республики, читайте в материале Sputnik.

Вирус бьет рублем

Несмотря на то что Беларусь была одной из немногих стран, отказавшихся вводить карантин из-за коронавируса, экономика страны все же пострадала от ограничений в других странах. По словам заместителя главы правительства Назарова, глобальный спад экономической активности привел к тому, что некоторые белорусские предприятия впервые столкнулись с отсутствием заказов. Одно из них – это Белорусский металлургический завод (БМЗ).

В начале года БМЗ работал в обычном режиме, а во втором квартале нагрузка на предприятие была неполной, рассказал заместитель премьер-министра. Между тем, по данным БМЗ, в начале 2020 года тройку ключевых импортеров завода составили Россия, Германия и Польша.

Пандемия сказалась на состоянии и другого известного белорусского предприятия – Белаза. Из-за закрытия границ специалисты компании не могли отправиться в Индию, с которой заключили контракт на поставку и сборку 77 самосвалов. Тем не менее завод планирует нарастить показатели за счет недавнего открытия центра техподдержки в Кемеровской области (РФ).

Производство горнодобывающей промышленности в Беларуси тоже снизилось. Согласно данным Белстата с января по май этого года падение отрасли достигло 1,7%. Доля обрабатывающей промышленности сократилась еще сильнее – на 4,1%. Все это не могло не ударить по экономике страны, ведь промышленность обеспечивает 37% всех основных средств республики.

Нелегкая доля легкой промышленности

Зависимой от России также оказалась отрасль легкой промышленности. Если еще в феврале этого года объемы производства белорусской одежды составили 323,8 миллиона рублей, то в мае – всего 246,3 миллиона. Однако в июле белорусский трикотаж стал возвращать свои позиции – и принес государству 296,4 миллиона.

Чем вызваны столь резкие скачки в доходах? Чтобы ответить на этот вопрос, можно обратиться к исследованию белорусского бизнес-издания Office Life. По данным журнала, один из самых знаменитых за рубежом брендов Беларуси «Милавица» в 2019 году владел 409 торговыми точками на территории России. Компания «Конте Спа» тоже развивает фирменную сеть в РФ. В производстве чулочно-носочной продукции задействованы три площадки – в Солигорске, Бресте и Гродно.

Холдинг «Марк Формэль», производящий белье и одежду на 10 предприятиях в малых городах Беларуси, тоже не стал исключением. Главный зарубежный рынок сбыта продукции для бренда – снова Россия.

Некоторые предприятия легкой промышленности и вовсе являются совместными – так, обувным брендом «Белвест» с 2011 года владеют белорусский концерн «Беллегпром» и российская компания «Инвестпром». Как ранее сообщал Назаров, «Белвесту» пришлось пройти немало проблем со сбытом в условиях коронакризиса. 30 марта с введением режима самоизоляции в России временно закрылись 400 магазинов бренда, что, разумеется, сказалось на объеме продаж. Онлайн-торговля не спасла ситуацию, поскольку логика рядового потребителя проста: зачем нужна новая обувь, если выходить на улицу все равно нельзя?

Отправим все в Россию

В Россию идет 47,1% экспорта Беларуси. В денежном эквиваленте это 6 миллиардов долларов из 12,8 миллиарда, поступивших в бюджет республики с января по июнь 2020 года. Причем, по данным Белстата, РФ является главным потребителям белорусских товаров по всем категориям – от продовольствия до техники. К примеру, предприятие «Гомсельмаш» до конца года продаст России более 900 комбайнов, в то время как Казахстану поставит 450 единиц техники.

Аналогично обстоит ситуация с заводом бытовой техники «Атлант». 26 августа с конвейера завода сошла 3-миллионная стиральная машина. Из этого числа более 100 тысяч машин «Атлант» произвел в этом году – и половина продукции рассчитана на рынок России.

Однако самой популярной графой экспорта остаются продукты: за полгода Беларусь произвела больше 1,2 миллиона тонн молока и 152 тысяч тонн сыра. Причем 86% экспорта молока приходится на Россию. Востребован в РФ и белорусский сыр – доля российского рынка составила 93,7%.

«Почему так много белорусских товаров идет именно в Россию? Во-первых, Россия – это крупный рынок. На территории Беларуси проживает 9 миллионов человек, а в РФ – порядка 145 миллионов. Во-вторых, белорусские товары востребованы в России, а легче всего реализовать продукцию там, где ее ждут», – объясняет столь высокие показатели заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев.

По мнению эксперта, российского потребителя привлекает соотношение цены и качества белорусских товаров.

«В Беларуси сохранили системы контроля качества, заложенные еще во времена СССР, и это повышает доверие», – отмечает специалист.

При этом нельзя говорить, что белорусские товары уступают по качеству продукции из Европы, считает эксперт. Проблема в том, что в странах ЕС просто-напросто никто не ждет белорусскую продукцию.

«Европе прежде всего нужны товары, в которых она нуждается, и это не обувь и текстиль. Посмотрите на Армению – что она продает европейским странам? То, в чем они нуждаются: цветные металлы», – рассуждает эксперт.

По мнению Евсеева, чтобы белорусские товары начали пользоваться спросом в Европе, нужно вложить больше деньги в их раскрутку. Значительных финансовых средств требуют и сложные процедуры сертификации, поскольку крупные производители не захотят делить рынок и пускать белорусские бренды просто так.

«У Беларуси этих средств нет. А в рамках Союзного государства для сотрудничества Беларуси и России барьеры отсутствуют, да и российские производители не препятствуют проникновению белорусских товаров на рынок. Поэтому Беларуси выгоднее всего экспортировать промпродукцию именно в РФ», – заключил эксперт.

Спутник Беларусь