Александр Сосновский:
«Надо самим провести революцию. Без крика, шума и эксцессов»

Протесты в Беларуси, роль интеллигенции, гражданские и политические инструменты для выхода из создавшегося кризиса – об этом говорил в Международном медиаклубе «Формат А-3» известный политический эксперт из Германии Александр Сосновский. Главный редактор журнала «World Economy» дал свой экспертный сценарий развития: «Старое железное правило гласит: не знаешь, как найти выход — возглавь это движение. Поэтому самое правильное, что нужно сделать белорусской власти, — самим провести революцию. Провести нормально. Без крика, шума, гвалта и эксцессов». Основные тезисы выступления авторитетного эксперта – в нашем отчете.

Обстрел из всех орудий

Президентские выборы в Беларуси и последующие события далеко не всегда находят объективное отражение в повестке зарубежных массмедиа. Немецкая пресса нередко ведет достаточно серьезный обстрел крупнокалиберными информационными снарядами по территории Беларуси. Проявляется это в виде попыток представить ситуацию в стране односторонне, в виде давления на общественное мнение, курирования определенных Telegram-каналов и поддержки политических деятелей, которые находятся в Литве и оттуда вещают на Беларусь. Я с большим удивлением увидел в Вильнюсе представителя России и Украины Матвея Ганапольского, а также депутата Верховной рады Украины Алексея Гончаренко, которые из-за границы рассуждают, что надо сделать, чтобы опрокинуть ненавистный белорусский режим и таким образом раскачать ситуацию в России. Именно эта раскачка и есть ключевое определение! И дело тут не в Беларуси, а в том, что произойдет на Востоке от Германии и Евросоюза. Сложившаяся ситуация кажется им очень выгодной.

Западные аналитики не говорят о том, какие были выборы, сколько процентов получили Лукашенко или Тихановская. Не суть важно. Хотя даже самые ярые противники Александра Лукашенко не отрицают того, что у него большинство голосов. Западные СМИ интересуют две составляющих революции. Первая — попытки протестующих спровоцировать власть к силовому давлению на них, что и произошло в первые дни. Вторая — желание представить оппозиционное окружение, в том числе Тихановскую, явными лидерами, которые способны возглавить страну и с которыми нужно вести переговоры.

Думаю, что не стоит руководству страны соглашаться вести какие-либо переговоры с недавно созданным координационным советом. Как только вступают с нелегитимной организацией в переговоры, она становится легитимной, а значит, Евросоюз и Германия получают возможность оказывать ей финансовую и информационную помощь. Тогда наступает второй этап процесса, который неминуемо приведет к тому, что Александра Лукашенко заставят сесть за стол переговоров и попытаются создать некие структурные объединения, в которых власть уже будет поделена. Вслед за этим последуют очень серьезные проблемы, связанные с Россией и Европой.

Есть такая партия?

Недавно мы узнали о том, что Мария Колесникова, представитель штаба Бабарико, начала работу над созданием собственной политической партии «Вместе». То, что оппозиция пошла путем создания партии, — это правильно.  Но партия станет легитимной с того момента, когда она получит голоса избирателей на выборах и какие-то места в парламенте. Когда власть увидит, что за ней реально стоит большая часть общества, тогда и будет с ней говорить. Мне кажется, вскоре создадут партию и под Тихановскую, а затем путем дробления на различные политические силы будет создаваться полный образ некоей политической силы оппозиции, представленной различными течениями – социал-демократами, революционерами, зелеными и прочими. Это будет очередной шаг к расшатыванию пусть хрупкого, но баланса сил в Беларуси.

Путин и белорусский вопрос

В Европе и Германии хорошо поняли позицию Путина по белорусскому вопросу. Президент России сказал о том, что по просьбе властей Беларуси подготовлена группа, которая может помочь в случае необходимости. Путин расставил красные флажки, абсолютно ясно дав понять, где находится граница, которую переступать нельзя. Не знаю, насколько данное предупреждение закрепилось в горячих головах, сидящих в разных городах Европы. Надеюсь, надолго, потому что наконец-то начали звучать более-менее примирительные слова. Сообразили, что в одиночку войти сейчас в Беларусь и устроить там переворот будет сложно.

Раскол в среде интеллигенции

Часть белорусской интеллигенции, которая вчера еще казалась миролюбивой и толерантной, стала теперь символом недовольства и агрессии, в творческой среде произошел заметный раскол. Почему-то получается очень часто так, что люди, которые называют себя творческой интеллигенцией, становятся в позы диссидентов и начинают рассказывать, как правильно нужно жить. Думаю, необходимо четко давать определения: интеллигенция как принадлежность к какой-то профессии и внутренняя интеллигентность, присущая кому-либо вне зависимости от его образования. Например, мой покойный дедушка, который родился в Гомеле и всю жизнь проработал столяром-краснодеревщиком, был настоящим интеллигентом. У него не было высшего образования, но он был интеллигент. Начиная с того, как он одевался, и заканчивая его суждениями, взвешенными и спокойными оценками. И в то же время у меня есть много знакомых людей из мира культуры и кино, у которых мат звучит чаще, чем нормальное слово. Они готовы к необдуманным резким действиям почаще и покруче, чем какие-нибудь боевики. Поэтому давайте не злоупотреблять словом «интеллигенция». На мой взгляд, занимаемая человеком должность не является фактором, позволяющим отнести его к интеллигенции. Директор театра, допустим, это еще не интеллигенция, а служащий, который выполняет свои функции. И режиссер, пусть даже самый талантливый, тоже еще не факт, что интеллигенция. Он работает, получает за это зарплату. Другое дело, когда он будет сидеть где-то у себя на даче, ни от кого не зависеть, ни с кем не работать, а просто писать какие-то философские книги, как это делали в древние времена китайские мудрецы — ходили там в рубище, сочиняли философские трактаты и читали их слушателям. Они не были при должностях, могли позволить себе выступать достаточно независимо. Но когда человек находится на службе, получает деньги от государства, а потом начинает вставать в позу и вовлекается в конфликты, политические разборки, для меня это всегда выглядит смешно.

В клубе благородных людей

Сегодня интернет осуждает вопрос о появлении на сайте «Миротворец» фамилии Александра Лукашенко. Меня обрадовало, потому что я тоже там… В клубе благородных людей. Вместе с Берлускони, Шредером и многими другими известными людьми. Кстати, этот шаг показывает истинное отношение властей Украины к Беларуси и ее президенту. Теперь ясно, кто друг, а кто враг… Как только Лукашенко сделал то, что им не понравилось — сразу же стал врагом.

Вчера в свой вечерний эфир я пригасил представителя партии «Альтернатива для Германии» с тем, чтобы тот прокомментировал параллели между полицейским вмешательством на демонстрациях в Берлине в прошлую субботу и действиями белорусских правоохранителей в отношении демонстрантов, тот отказался. Явно их это не очень волнует. Поэтому давайте не очаровываться. Немцы — очень практичный народ, и это не самое плохое качество. Они смотрят, что им выгодно. А пока они сами толком не знают, чего хотят. Сейчас идет битва за «Северный поток-2» и некоторые даже не понимают, что пилят сук, на котором сидят.

Что ждет айтишника в Германии 

Ваши айтишники на пике протестов заявляли, что готовы уехать из Беларуси в Силиконовую долину или европейские страны. Специально поинтересовался, какие у вас налоги для креативного класса, работающего в IT-сфере. Оказывается, ставка подоходного налога для резидентов Парка высоких технологий 9%. По стране для физлиц — 13%. Для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов — 16%. Налог на дивиденды —13%. 

Некоторые думают, что в Германии налоговый рай. Давайте я вам все по цифрам разложу. Допустим, с тысячи евро дохода тот же айтишник для начала должен будет заплатить 22% в больничную кассу. Это обязательное страхование, мимо него не пройти. Примерно 14% — в пенсионную кассу. Потом порядка 6-7% — страхование по безработице и так называемый налог солидарности, связанный с объединением двух Германий. 

Конечно, хороший айтишник способен заработать здесь неплохие деньги, скажем, 4-5 тысяч евро. Если он будет снимать квартиру, например, в Берлине или Мюнхене, придется выложить от 900 до 1,5 тысяч евро. Плюс — деньги за радиоточку, страховки, коммунальные услуги. В общем из  пяти тысяч заработка, если на жизнь потом останется 1000-1200, – будет очень хорошо. Да, еще какие-то деньги уйдут на питание…

Чтобы в Германии чувствовать себя уверенно, надо, чтобы чистый доход составлял приблизительно 3000 евро. Немецкая статистика говорит, что среднемесячный доход в Германии — 3,5 тысячи. Вранье. Допустим, таксист зарабатывает чистыми в месяц 1000-1100 евро, парикмахер — 700 евро. Не надо думать, что здесь рай. Да, здесь есть свои плюсы, несомненно… Если тебе не хватает денег, можешь пойти в социальное ведомство и оно будет доплачивать за квартиру. На улице ты не окажешься, если сам не захочешь… В этом плане государство защищает своих граждан. Но утверждать, что 10 тысяч евро заработал и они у тебя остались в кармане, нельзя. Этого нет и никогда не будет. За неуплату налогов в Германии жесткое наказание. Вам могут простить автомобильную аварию, драку, все что угодно. Если же вы не уплатили налоги — от тюрьмы не отвертеться.

О бело-красно-белом флаге

Не может флаг, который имел отношение к движениям коллаборантов, считаться символом протеста. Любое запятнанное полотнище уже не годится для того, чтобы стать символом какого-либо свободолюбивого движения. Для меня такие вещи неприемлемы. Некоторые читатели пытаются меня убеждать, что свастика – это древнерунический символ, существовавший задолго до возникновения Германии, поэтому нельзя свастику запрещать. Да, существовал. Но Германия за свои 12 лет национал-социализма его испоганила настолько, что он потерял свое руническое значение, свою святость… Поэтому его использовать нельзя.  Аналогичная ситуация на Украине. Нас пытаются убедить, что флаг с трезубцем — это и есть символ украинской свободы, стремления к национальной независимости. Да, только под этим флагом уничтожали евреев, украинцев, поляков. При помощи символов и лозунгов очень легко управлять толпой. Это тоже один из способов создания у толпы ощущения принадлежности к чему-то. Ведь это мы с вами хорошо знаем предысторию БЧБ, и для нас есть определенный тормоз, понимание, куда дальше идти нельзя. Я уверен, что большая часть толпы, которая стоит под этими флагами, не знает истории и не собирается в нее углубляться. Они воспринимают БЧБ как символ, под которым они собираются. Почитайте Гюстава Лебона «Психология толпы» — там все это было описано и оно осталось  актуальным до сего дня. Можно ли БЧБ как-то десакрализировать? Да, но для этого нужна серьезная информационная работа. Конечно, если она будет идти только через государственные масс-медиа, вряд ли это услышат широкие слои населения. Мне кажется, пора в Беларуси переходить на различные платформы, которые воспринимаются людьми намного легче, чем, допустим, информационные посылы из государственных телеканалов. Я имею в виду социальные медиа, скажем, платформу Тик-Ток. Создавайте короткие видео, смешные, легкие, в которых можно высмеивать то, с чем сегодня выходят наследники коллаборантов. Пусть над ними смеются. Смех страшнее любого наказания. Посмеялись – а завтра кому-то, возможно, станет стыдно стоять под этим флагом.

Виктория Костенко