Ольга Курлаева: Когда негодяй получает по башке, то понимаешь смысл своей профессии

В Белорусском государственном университете на платформе ZOOM прошло заседание школы журналистики «Мастерская BY-RU». Говорили о работе журналиста в экстремальных условиях. Специальный корреспондент телеканала «Россия 24» Ольга Курлаева провела для студентов и школьников из Минска, Гродно и Барановичей мастер-класс. Более 80 человек, причем как молодежи, мечтающей о профессии журналиста, так и их родителей, приняли участие в этом содержательном и очень увлекательном разговоре.

Естественно, что главной была тема коронавируса и специфика работы в новых, сложных, условиях пандемии. Зная о том, что Ольга Курлаева является первым журналистом, кому разрешили войти в «красную» зону инфекционной больницы, слушатели попросили рассказать об этом опасном репортаже подробно. Прежде чем ответить на вопрос, спикер показала костюм, который сейчас, по ее словам, «на вес золота». Это средство индивидуальной защиты, которое носят в зоне повышенной опасности. На спине его одна медсестра написала ей на память фломастером: «Оля, сиди дома!»

«Слава Богу, московские клиники снабжены всем необходимым, и все, что нужно для борьбы в условиях пандемии, у них есть в распоряжении, — отметила репортер федерального канала. — Я долго просилась в самую гущу событий, при этом не ставила в известность руководство. Уверена, что оно бы сразу наложило на эту инициативу табу. У меня медицинское образование, поэтому с врачами разговаривала на одном языке, они легко шли на контакт, понимая, что не буду делать никаких лишних движений. Когда они вдруг предложили пойти в «красную» зону – сразу же согласилась. Сказала, что полностью полагаюсь на медиков: если меня туда пускают, значит, берут на себя ответственность. А я слушала, все что они говорили и не лезла туда, куда не надо. Как видите, до сих пор жива-здорова… Недавно сделали тест — все нормально».

По просьбе слушателей Ольга поделилась впечатлениями о той самой «таинственной» зоне.

«Поразило количество тяжелых больных. Забиты койки реанимационных. Такого никогда не было. Там немало молодых людей — от 21 до 41 года, — буквально со слезами на глазах вспоминала репортер. — Очень страшно, когда человек вечером присылает тебе «эсэмэс» о том, что все хорошо, а утром сообщают, что он умер. Поразила самоотверженность врачей. Они находятся в зоне высокой вирусной нагрузки. Спасая чужие жизни, медики сутками не снимают защитные костюмы и маски. Они не видели семьи уже два месяца, общаются с ними только по телефону. Кто-то живет в гостинице, а кто-то в больнице, чтобы не заражать родных. Больше всего тронула забота врачей друг о друге, их сплоченность. Большое спасибо им за все!»

Журналист перечислила несколько правил, которым должны следовать работники СМИ, а также наши читатели и зрители. Первое — слушать мнения только специалистов, тех, у кого есть соответствующее образование и общаться с теми, кто отвечает за каждое свое слово. Второе: не обращать внимания на высказывания интернет-«спецов»: мамкиных бунтарей, диванных критиков, полуврачей из косметических клиник. Третье: уточнять информацию, не доверять слухам!

«Говорят, что сказали в больнице? В какой именно? Кто сказал? Имя, фамилия! Четко, внятно! Не можете — до свидания, с вами разговаривать не буду! — объяснила принципы работы журналист. —Пользуйтесь проверенными официальными цифрами, потому что статистика, взятая с потолка, чревата большой бедой».

Спикер поделилась опытом работы в горячих точках, рассказав, с какими трудностями ей приходилось сталкиваться, когда она освещала конфликты на Донбассе и в Киеве.

«Было очень много вбросов, фейков, дестабилизировалась атмосфера в социальных сетях. Естественно, это делали все неспроста, ситуацию загоняли в «нужное русло», — рассуждала она. — Думаете, не хотели использовать пандемию в политических целях в Северной Осетии те, кто призывал народ выйти на площадь? Разве отвечали они за последствия таких безответственных и преступных призывов? Конечно, всем нелегко без работы… Но разве не ясно, что лучше посидеть дома, чем лежать на больничной койке или умереть? Теперь результат той акции очевиден – в три раза в Северной Осетии подскочило число заболевших ковидом».

О том, что перед коронавирусом бессильны даже большие деньги, спикер показала на конкретном примере. В России недавно умер 52-летний гендиректор «Металлоинвеста» Андрей Варичев, глава одного из принадлежащих миллиардеру Алишеру Усманову холдинга.

«Вы понимаете, какими деньгами и возможностями обладал это человек?! Не помогло, — заметила Ольга Курлаева. — Вечером с 37 температура резко поднялась до 39. Пошел системный сбой — и все! В таком случае человек умирает за 2-3 часа… Поэтому, по возможности, сидите дома. Молодые являются переносчиками вируса. А потому представляют угрозу для своих родных. Пожалейте их!».

Будущим журналистам она напомнила старое, но проверенное временем правило – не навреди. Одно лишнее или неправильное слово может нанести большой вред. Поэтому следует помнить о судьбах людей, чья личная или общественная жизнь попали в ваше поле зрения.

Одна из слушательниц попросила прокомментировать, почему Беларусь не вводит карантин. Однако журналист не стала этого делать, объяснив, что каждое государство само выбирает для себя тактику действия в предлагаемых обстоятельствах. «Думаю, что все дело упирается в экономику, — предположила она. — У нас уже почти полтора месяца стоят предприятия, мелкий бизнес. Не работают рестораны, кафе, парикмахерские… Это очень большой удар по экономике. Даже в Италии и Америке экономика висит на волоске. Нефть падает, пока она никому не нужна. Все рушится. И здесь уже у каждого государства своя «сторис».

Гродненцы попросили ответить, как изменится Россия после того, как одержит победу над коронавирусом.

«Даже именитые эксперты не дают сейчас прогнозы. Ясно лишь то, что изменится не то что Россия – изменится мир! — ответила спикер. — Экономика, политика… Другие ценности постепенно начинают обретать смысл. Это хорошо, что сейчас у нас обратили внимание на систему здравоохранения и в ускоренном порядке начали закрывать все дыры, срочно решая многие актуальные вопросы. Вот еще бы все так же быстро пошло с образование и «социалкой» – было бы вообще здорово. Рада, что сейчас на первое место выходят люди рабочих специальностей. Мы говорим спасибо дворникам, продавцам, водителям, которые несмотря на эпидемию и высокие риски, работают. Вмиг куда-то исчезли бьюти-блогеры, хипстеры, инстаграмщики, фрики – вся эта пена, которая последнее время пудрила мозги молодежи. Оказалось, что без всех них свободно можно обойтись. А вот без врачей нельзя. Без водителей никуда. Без пекаря никак. Ну а эта ненужная шелуха исчезла – никто и не заметил».

В чат в процессе беседы поступали все новые и новые вопросы. Модератор пошутила, что понадобиться не один день, чтобы подробно и скрупулёзно на них ответить:

«Опишите свой первый профессиональный день. Как складывались ваши отношения с коллегами? Какие задания вам поручали? Насколько быстро вы сумели раскачаться и войти в рабочую атмосферу? Нужно ли иметь журналистское образование для работы на телевидении?» Аудитория проявляла повышенную активность.

Спикер подробно рассуждала на тему «СМИ и власть», поведала даже о том, как в свое время удалось поставить на место одного из российских губернаторов. Она считает, что как бы не хорохорились некоторые чиновники или правоохранители, злоупотребляющие своим служебным положением, на них всегда найдется смелый журналист.

«Я начала заниматься журналистскими расследованиями в 2004 году. Наверно, за все это время ни разу не пошла против совести. Когда ты видишь несправедливость и с ней борешься, а после этого дело сдвигается с мертвой точки и негодяй получает по башке, то понимаешь смысл своей профессии. А когда еще и простые люди говорят тебе «спасибо», ради этого хочется работать с еще большей отдачей».

Виктория ПАСЕНКО