Все-таки с умным даже потерять лучше, чем с дураком или «незалежным» найти

Все-таки организаторы кампании «Годна» не стали затруднять себя раздумьями, хотя им это и предлагали (www.sb.by 26 и 30 апреля 2020г.). Собственно, и не приходилось ожидать ничего другого: проект делается вместе с «Нашай Нiвай», организацией Pact, «Еврорадио»… в общем, что ни название, то – мимо Беларуси. Следовательно, о «фармаваннi беларускай свядомасцi» серьезный разговор более не идет, налицо имеем ту же «апазiцыйную дзейнасць», но в другом фантике. 

В интернете началась «серия ликбезов», как они ее называют, «Годная Беларусь». В первом видеоролике нам хотели рассказать, «Как белорусы стали народом». Как стали, осталось тайной, а вот что ликбез надо срочно проводить со всеми «свядомымi» сразу, стало очевидно. Смотрите сами:

«XII век – Евфросиния Полоцкая мутит в Полоцке культурный центр, считай, креативное пространство», — собственно, уже стиль с порога говорит об уровне понимания истории и вообще об уровне создателей ролика.

«XV век – войско ВКЛ побеждает Тевтонский орден». Чтобы тинейджерам было понятно, это примерно как ляпнуть, что Освенцим освободили не советские солдаты и Красная армия, а «ударный батальон Львовской дивизии Украинского фронта». Дело в том, что тевтонцам противостояла объединенная армия королевства Польского и Великого княжества Литовского. Войско ордена было разбито, это да, но сам орден еще лет сто благополучно себе существовал. А потом превратился в светское государство: герцогство Пруссия, будущую основу всей объединенной Германии, не слыхали?

«XVI век – войска ВКЛ побеждают Московское государство в битве под Оршей». Ну хорошо, пусть «побеждают государство», если уж так невмочь. Чисто для исторической правды надо бы добавить: битва была эпизодом Десятилетней войны 1512-22 гг., которая закончилась возвращением Смоленска и его земель в состав Русского государства.

Но они же, оказывается, не об истории речь ведут: «В политике ВКЛ берет курс на союз с Польшей». Да нет, это Польша берет курс на окончательное закрепление наших земель в качестве «Усходнiх крэсау». В результате чего была подписана Люблинская уния, это правда. Которая, по сути, означала поглощение Польшей ВКЛ в составе Речи Посполитой и начало активной полонизации нашей «мясцовай шляхты».

«XVII век – у ВКЛ появляются свои колонии на острове Тобаго и у реки Гамбия» — вранье. На то, чтобы сказать правду: «Фактический владелец – курляндский герцог, вассал ВКЛ», — знаний хватило. А чтобы припомнить средневековую максиму «Вассал моего вассала – не мой вассал» — уже нет.

«XVIII век – раздел Речи Посполитой между Австро-Венгрией, Пруссией (да-да, той самой) и Россией. Вспыхивают восстания за независимость», — да. Но не за «незалежнасць ВКЛ», о чем умалчивают авторы, а за независимость Польши. Вместе с «крэсамi», в которые ВКЛ, как ни жаль, уже превратилась.

«XIX век – борьбу за независимость возглавляет Кастусь Калиновский». Так и хочется добавить: и бьет под Оршей всех москалей. Потому что Калиновский, безусловно, герой. Но Январское восстание 1863-64 гг. имело целью восстановление Речи Посполитой до ее разделов — ага, с «крэсамi».

Партизанская же война Калиновского – лишь эпизод в череде массовых бунтов, боестолкновений и целых кампаний, которыми руководили гораздо более именитые наши земляки: Ромуальд Траугутт, например, или братья Козелл-Поклевские. Братья Нарбутты или граф Леон Плятер, родственник той самой графини Эмилии.

«Цени независимость», — заканчивается первый «ликбез от безграмотных». Ценю. «Раскажы сябрам, як годна жылi нашы продкi», — сразу никак. Ибо такую ересь пересказать невозможно, придется обойтись своими словами. А вы еще пять таких сделать собираетесь? Не надо, садитесь, два…

Ведь видно же: все у «Годна» получается негодно. Однако само слово, заметьте, люди себе уже присвоили. Как «Наша нiва», которая давно не наша и совсем не нива, а мусорный полигон. Как «Партизан», которому переименоваться в «Коллаборант» — самое время. Даже как понятия: «демократия» — она ведь нынче подразумевает нетерпимость к любому мнению, кроме «демократического». И «интеллигентность», которая нынче не связана даже со знанием школьных учебников.

Обидно другое: их, учебников, столько хороших есть! И по истории Беларуси, и по журналистской этике, и по истинному (не оршанскому и не моршанскому) патриотизму – и все они нашими «свядомымi» были, подозреваю, в свое время учены. Однако, как говаривал пророк про свой народ, в очередной раз нарушивший завет: «Как в песок!»

Вот это и обидно. И негодно. И накипело.

СБ