В музее Минской духовной семинарии собрано множество уникальных экспонатов

Евгений Жук, помимо экскурсионной работы, занимается исследованием богатой истории Жировичского монастыря.
Евгений Жук, помимо экскурсионной работы, занимается исследованием богатой истории Жировичского монастыря.

Обитель открывает тайны

В музее Минской духовной семинарии можно узнать много интересных фактов из почти 500-летней истории Жировичского монастыря

«…Все грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мертвая тишина, как будто в живых никого не осталось», — так российская императрица Мария Федоровна описывала драматичные события, произошедшие в октябре 1888 года. Тогда поезд, в котором ехала семья Александра III с детьми и многочисленными родственниками, потерпел крушение по дороге из Крыма в Санкт-Петербург. Непостижимым образом все члены царственной семьи выбрались из-под обломков живыми и невредимыми. Это происшествие, как и многие значимые исторические события, не прошло незаметно и для жировичской обители. Тогда, в год крушения, сюда была направлена икона святых Александра Невского и Марии Магдалины — небесных покровителей Александра III и его супруги. Этот образ сейчас находится в храме Святителя Николая Чудотворца Жировичского монастыря. В память о чудесном спасении августейших особ также была прислана лампада, и она все еще хранится здесь, в музее Минской духовной семинарии.

Экскурсию по залам музея проводит не совсем обычный экскурсовод. Евгений Жук — семинарист-третьекурсник. В свое время он окончил колледж по специальности «туризм и гостеприимство», поэтому с его поступлением на первый курс вопросов насчет того, кто из студентов может с достоинством нести послушание экскурсовода, у руководства учебного заведения не было. Само собой, Евгений получил своеобразный путеводитель по основным достопримечательностям экспозиции, которая была составлена еще его предшественниками. Будучи любителем истории и архивной работы, он смог дополнить стандартную дорожную карту собственными изысканиями, касающимися жизни и деятельности выдающихся людей, с именами которых связана история Жировичского монастыря и духовной семинарии.5b8455c7f8800f05f07061fcfb33448e

С особым трепетом Евгений знакомит с экспонатами первого зала: здесь собраны вещи, связанные с возникновением и разными этапами существования семинарии. Пожелтевшие листочки с рукописными учебными проповедями на латинском языке, толстенный нотный сборник духовных песнопений, который чья-то уверенная рука вывела пером еще в начале XIX века, разлинованные карандашом страницы классных журналов 1946 и 1947 годов с проставленными отметками, аттестат об окончании учебного заведения 1957 года.

Мой проводник отмечает интересную деталь: несмотря на то что все рукописные книги прошлых веков выполнены невероятно красивыми каллиграфическими почерками, да и старославянский язык ему хорошо знаком, прочитать и понять то, что начертано в ветхих фолиантах, практически невозможно. За прошедшие столетия манера письма настолько изменилась, что узнать в витиеватой вязи очертания привычных букв крайне сложно.

Музей в семинарии совсем молодой. Он был основан в 2014 году. Этим объясняется его главная особенность: исследователям еще предстоит глубоко проработать источники и обстоятельства появления большинства экспонатов. Например, настоящей загадкой для историков является чаша, которая, судя по надписи, принадлежала прусской принцессе Александрине. Почему загадка? Да потому что венценосная особа особой любовью к путешествиям не отличалась и на территории современной Беларуси никогда не бывала. Для кого именно в провинциальных Жировичах мог предназначаться такой неординарный подарок и какими путями он добирался сюда из Берлина, неизвестно.

В коллекции музея немало экспонатов, подробную историю и истинную значимость которых еще предстоит исследовать.
В коллекции музея немало экспонатов, подробную историю и истинную значимость которых еще предстоит исследовать.

— Коллекция иконописи в музее также со своей изюминкой, — интригует Евгений Жук. — Здесь можно увидеть оригинальные примеры образов, написанных в белорусской народной манере. Созданы они в XVII — XVIII веках богомазами из простонародья без соблюдения правил и канонов. Фактически такой художник брал сюжет из Библии и просто, как мог, рисовал его на доске, иногда пробуя подражать виденным ранее, в том числе и каноническим, изображениям. А что делать? Не хватало в то время профессиональных иконописцев. Так что многие церкви несколько столетий назад использовали в оформлении именно такое кустарное творчество. Раньше оно воспринималось положительно, но сейчас мы пришли к пониманию того, что икона должна говорить с человеком на языке символов, а не просто зеркально отражать действительность. Поэтому сейчас в церкви существуют строгие каноны.

Евгений признается: самый любимый зал в музее семинарии для него — зал старопечатной книги. Здесь есть даже «Апостол» — уникальное издание, отпечатанное во Львове лично легендарным Иваном Федоровым. Оно раскрыто на предисловии к Деяниям святых апостолов: «Первое слово я уже написал…». До наших дней книга дошла обожженной. В прошлое время огонь уносил много духовных и культурных ценностей, пожары не были редкостью, но, по счастью, ценный фолиант сохранился в хорошем состоянии.

da0aa20b7c54bb9d41c1edd14c5ec084

— Эта книга, как и многие другие здесь и в библиотеке семинарии, у нас появилась благодаря стараниям митрополита Филарета, — считает необходимым добавить экскурсовод.

Не менее уникальна и коллекция антиминсов. Это небольшой четырехугольный тканевый плат, в который зашивались мощи святых и который выполняет роль своеобразного разрешительного документа, дающего право на совершение литургии в храме. Наверное, поэтому положено, чтобы на нем была подпись священнодействовавшего епископа. Благодаря этому правилу можно убедиться в том, что некоторые из этих предметов использовались по веку и более. Например, попался на глаза шелковый антиминс с первым автографом, датированным 1878 годом, и последним от 1 апреля 1996 года.

f53447ee40b243252306e630e78024cc

Заключительный аккорд экскурсии является таковым в самом прямом значении. Среди экспонатов в духовной семинарии находится действующая фисгармония 1914 года выпуска. Евгений садится за инструмент и пробегается пальцами по клавишам, при этом нажимая ногами на педали так, будто едет на велосипеде — нагнетает воздух в меха. Инструмент издает звук, похожий на звучание органа.

b48dff6eec3dbaade04168eb6631f325


СПРАВКА «СБ»

Церковно-археологический музей Минской духовной семинарии был открыт в 2014 году по инициативе ректора — архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия. Реализация данной инициативы была поручена проректору по научно-богословской работе Александру Слесареву. На протяжении всего периода деятельности музея ректор проявляет личный интерес к вопросам его развития, оказывает всемерное содействие в расширении и пополнении экспозиции.

В настоящее время в музее действует пять экспозиционных залов, посвященных истории Жировичского монастыря, Минской духовной семинарии, духовного образования и просвещения на белорусских землях, церковного искусства, церковной книжности.


Катерина ЧАРОВСКАЯ, «СБ. Беларусь сегодня»