Новая эскалация ситуации в Палестине

В секторе Газа становится горячо

На этой неделе началось, пожалуй, самое масштабное за последнее время обострение палестино-израильского конфликта. Эскалация началась после того, как ракетным ударом израильской армии был уничтожен один из лидеров группировки «Исламский джихад» Баха Абу аль-Атта. После этого исламисты нанесли с территории сектора Газа массированный ракетный удар по южным районам Израиля, спровоцировав ответные удары со стороны израильских вооруженных сил.

Существует риск, что новая эскалация может перерасти масштабы арабо-израильского конфликта и спровоцирует новый виток насилия на всем Ближнем Востоке. Группировка «Исламский джихад» имеет тесные связи с Ираном, а ее штаб-квартира расположена в Дамаске. В последнее время «Исламский джихад» перехватил знамя политического радикализма в Газе у движения «Хамас». Именно эта группировка стоит за регулярными ракетными обстрелами территории Израиля, рассматривая это как месть за убийства израильскими силовиками палестинцев, протестующих на границе Газы.

Социально-экономическая ситуация в анклаве близка к критической, что способствует росту политического радикализма. Газа страдает от перенаселения, которое усугубляется блокадой со стороны Израиля. Беспорядки на границе стали регулярным явлением, особенно в так называемый день земли, когда палестинцы требуют вернуть оккупированные Израилем территории. Действительно, в результате череды палестино-израильских конфликтов Израиль занял значительную часть территорий, которые в соответствии с планом разграничения ООН должны были стать частью арабского государства Палестина. Особенно страдает от этого сектор Газа, представляющий собой изолированный анклав, прижатый к берегу Средиземного моря. Поэтому неудивительно, что именно Газа стала гнездовищем радикалов и исламских экстремистов и именно отсюда по территории Израиля регулярно наносятся ракетные удары.

Конфликт в Палестине является основной причиной напряженных отношений Израиля с арабскими и мусульманскими соседями по региону, и в последнее время эта напряженность только нарастает. Особую обеспокоенность у израильских политиков вызывает усиление в Газе шиитских группировок, связанных с Ираном. Сегодня Иран рассматривается Израилем в качестве угрозы номер один. Это связано с теми изменениями, которые происходят на Ближнем Востоке в последнее время.

В результате конфликтов на территории Сирии, Ирака и Йемена Иран существенно нарастил свое геополитическое влияние в регионе, поддерживая и координируя вооруженные шиитские формирования в этих странах. С точки зрения Израиля, это представляет непосредственную угрозу, учитывая, что Иран всегда поддерживал движение «Хамас», господствующее в секторе Газа, а деятельность «Исламского джихада» также связана с Ираном.

В Израиле с тревогой следят за развитием ситуации в Сирии, где Иран наравне с Россией и Турцией выступает в роли организатора процесса мирного урегулирования, а позиции традиционного израильского союзника, США, оказались максимально ослаблены. Учитывая, что Сирия непосредственно граничит с Израилем и с этим государством у Тель-Авива также есть неурегулированный территориальный спор из-за Голанских высот, ситуация складывается весьма опасная.

Очевидно, все это будет способствовать дальнейшему укреплению жесткой милитаристской линии в израильской внешней политике. Это значит, что проблемы сектора Газа будут и далее решаться методами силовых операций. Нельзя исключать, что Израиль будет все более втягиваться и в конфликт на территории Сирии с целью не допустить здесь дальнейшего усиления проиранских группировок.

Противостоять всем этим вызовам в одиночку Израилю будет непросто. Здесь традиционно рассчитывают на поддержку со стороны США, и президентство Трампа, казалось, давало для этого все основания. Однако похоже, что сегодня Вашингтону не до Израиля. Кампания по выборам президента уже фактически стартовала, а сам Трамп оказался перед угрозой импичмента. Вероят­но, в ближайший год США будут сосредоточены на внутриполитической повестке и не склонны к геополитическим авантюрам на внешнем контуре. Для Израиля это плохая новость.

Всеволод ШИМОВ, «Рэспублiка»