Скованные трубой: как Украина оказалась в заложниках у Беларуси и России

4

Украинский рынок испытывает острую потребность в нефтепродуктах, и если раньше она покрывалась импортом российского сырья, то теперь настала очередь белорусского топлива. Как складывается ситуация и к чему может привести, разбирался Sputnik.

Топливный кризис едва не разразился на украинском рынке в августе после того, как вступил в силу запрет российских властей на экспорт угля и нефти украинским потребителям. После этого в Киеве пошли на решительные меры и ответили введением специальных пошлин на российские нефтепродукты, которые уже не поступали на внутренний рынок.

«Несколько месяцев назад правительство Украины объявило об импортной пошлине на дизельное топливо, поступающее по трубопроводу «Прикарпатзападтранс». Объяснили это большим объемом поставок: поскольку российское топливо «из трубы» было самым дешевым, его доля на внутреннем рынке достигла 45%», – констатирует РИА Новости.

Рука помощи Минска

В сентябре труба «Прикарпатзападтранс» опустела, и дизель взлетел в цене на украинских заправках сразу на 20%. Кажется, после такого «выстрела в ногу» рынок и вовсе мог подскочить, но на выручку пришел Александр Лукашенко.

Президент Беларуси признавался, что в августе ему позвонил украинский президент Владимир Зеленский с просьбой отложить ремонт на Мозырском НПЗ и увеличить поставки топлива для Украины. В разгар посевной для украинских аграриев помощь Синеокой оказалась как нельзя кстати.

Интересно, что в «Прикарпатзападтранс» присутствуют интересы белорусского бизнеса. В марте 2019 года антимонопольный комитет Украины позволил предприятию «Нефтебитумный завод» купить долю в уставном фонде трубопроводного предприятия.

Конечным бенефициаром этой сделки стал белорусский бизнесмен Николай Воробей, которому и принадлежит «Нефтебитумный завод» через нефтетрейдера «Интерсервис».

Как шило заменить на мыло

Ранее нефтетрейдерская компания уже занималась реэкспортом российского топлива на украинский рынок. Видимо, белорусский бизнесмен был заинтересован в более глубоком проникновении на рынок нефтепродуктов, а решение российских властей стало сюрпризом. Ответные действия Киева должны были только помочь власти сохранить лицо.

Дело в том, что «Прикарпатзападтранс» эксплуатирует участок нефтепродуктопровода Самара — Западное направление протяженностью около 1100 километров. По этой трубе прокачивалось дизельное топливо из России (производитель «Роснефть» – Sputnik) как для внутренних нужд Украины, так и в Венгрию. Проектная мощность магистрального нефтепродуктовода – около 3,5 миллиона тонн в год.

Украина так ратовала за обеспечение независимости от российских нефтепродуктов, что в итоге осталась без них, и теперь «Укргаздобыча» и «Белнефтехим» заключили контракт на дополнительную поставку 20 тысяч тонн дизтоплива в месяц до конца года.

Белорусский дизель все равно вырабатывается из российской нефти, только теперь большая маржа будет доставаться белорусам уже дважды. В СМИ появилась информация, что дополнительные объемы нефтепродуктов потекли пока только в тестовом режиме все по той же трубе «Прикарпатзападтранс».

Дальняя дуга поставок

Оставшись без российских нефтепродуктов, Украина вряд ли может ждать дешевого топлива из Беларуси. Киев в данном случае такой же заложник переговоров о налоговом маневре и объеме поставок с Москвой, как и Минск.

«Налоговый маневр ведет к снижению таможенной пошлины и, как следствие, удорожанию нефти для Беларуси. Сейчас белорусские НПЗ работают в условиях первого этапа налогового маневра. И если раньше нефть для них стоила около 50% от мировой цены, то сегодня уже близка к 80%», – сообщила зампредседателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина.

Только по предварительным оценкам российская нефть подскочит в цене для белорусских НПЗ в 2020 году сразу на 17,7 доллара, что в свою очередь приведет к удорожанию произведенных из нее нефтепродуктов.

Возможно, официальный Киев ждет, когда на рынок хлынет топливо, переработанное из казахстанской нефти. Этот вариант полностью исключается строгой переговорной позицией, которую занял Нур-Султан. Формула переговоров с белорусами у казахов сводится к банальному запрету реэкспорта поставляемых нефти и нефтепродуктов.

Фактически украинский рынок в будущем году может не просто оказаться в еще большей зависимости от того, как будут выстраиваться отношения с Россией в сфере энергетики, но и стать третьей стороной в переговорах Минска с Москвой и Нур-Султаном, правда, без какой-либо возможности на что-то повлиять.

sputnik.by