Коллективу Большого театра Беларуси представлен новый генеральный директор

3

Министр культуры Юрий Бондарь представил коллективу Большого театра оперы и балета Беларуси нового генерального директора. Им стал Александр Петрович, ранее работавший в должности директора Белорусского государственного академического музыкального театра.

Как сообщалось, с 1 ноября прежний руководитель театра Владимир Гридюшко, работавший в должности генерального директора с 2009 года, оставил свой пост в связи с окончанием трудового контракта.

Принимая во внимание, что уход прежнего руководителя был неоднозначно воспринят частью коллектива театра, министр счел необходимым подробно разъяснить причины, по которым было принято решение не продлять контракт с Владимиром Гридюшко. «Владимир Павлович многое сделал для театра, особенно в период его объединения и налаживания полноценной работы после реконструкции. Вместе с тем в последние годы в работе театра стали накапливаться застойные тенденции», — констатировал Юрий Бондарь.

Мониторинг деятельности Большого театра в 2018 году и в этом году показал низкую эффективность выделяемых театру бюджетных средств. По данным Минкульта, Большой театр находится на последнем месте среди республиканских театров по показателю удельного веса собственных доходов в общем объеме доходов — 32%. У лидера по этому показателю — Театра-студии киноактера — 51,7%, Молодежного театра эстрады — 47,5%. По его словам, в БГАМТ, которым руководил Александр Петрович, в течение последних 5 лет этот показатель составляет 70%. Получаемые доходы позволяют театрам содержать материально-техническую базу и поддерживать на достойном уровне заработную плату работников.

В Большом театре оплата труда, как утверждает министр, была высокой только у отдельных категорий работников.

«Недостаточная экономическая эффективность работы театра сопровождалась ростом заработной платы руководства», — продолжил он. Так, заработная плата директора за 2018 год возросла почти в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2016 года и была в 4 раза выше средней по театру. Это касается и всего управленческого состава учреждения.

При этом государство оказывает значительную поддержку Большому театру. В этом году он получит Br13,8 млн, или 40% финансирования театрально-зрелищных организаций страны.

«Большой театр Беларуси перестал быть самым посещаемым театром страны. По итогам 2018 года он имел средний показатель заполняемости зала 82%, уступая Республиканскому театру драматургии (92%) и находяcь на одном уровне с Молодежным театром эстрады (81%)», — привел данные министр.

Он считает, что снижение экономических показателей Большого театра во многом явилось следствием длительного непрофессионального подхода к формированию художественной политики театра. Долгое время в Большом, единственном среди театров республиканского подчинения, отсутствовала должность художественного руководителя, что привело к просчетам в репертуарной политике. Между тем апробированная временем практика, когда разделены административные и художественные функции, показала свою эффективность. «Выбор спектаклей для постановки диктовался личными амбициями режиссеров, а не востребованностью спектаклей либо творческими возможностями труппы», — подчеркнул Юрий Бондарь. В одном сезоне в Большом театре ставились, например, сразу две оперы Моцарта.

Значительные средства вкладывались в оплату работы зарубежных режиссерско-постановочных групп в ущерб национальным творческим кадрам. Например, при постановке балета «Любовь и смерть» на оплату труда иностранным гражданам отдали 92% общего объема средств для оплаты работы постановочной группе.

«Расходы на приглашение зарубежных специалистов не оправдываются доходами от проката спектаклей», — подчеркнул министр. Он отметил, что не против приглашения авторитетных иностранных режиссерско-постановочных групп, но проекты должны иметь под собой коммерческую основу.

Кроме того, при создании новых спектаклей не учитывались возможности к гастрольной деятельности, декорации зачастую были очень громоздкими.

Юрий Бондарь среди проблем назвал отсутствие в театре результативной работы с молодыми творческими кадрами. Недостаточно создается условий для их творческого роста.

Все выявленные недостатки были доведены до генерального директора в 2018 году. В театре появилась должность художественного руководителя, на которую был назначен Валентин Елизарьев. Он разработал концепцию развития Большого театра на 2019-2021 годы, которая была одобрена на худсовете театра. Вместе с тем конструктивного взаимодействия между гендиректором и худруком так и не наладилось. «В коллективе началось разделение творческих работников на группы, распространение неверных сведений о предоставлении необоснованных привилегий балету в ущерб развитию оперы. Все эти обстоятельства привели к необходимости принятия соответствующего кадрового решения», — пояснил министр.

Он обратил внимание, что в Минкульте ценят заслуги Владимира Гридюшко и ему предложены варианты трудоустройства.

Говоря о личности нового генерального директора, министр подчеркнул его отличные личные и профессиональные качества. Александр Петрович сумел в нелегкий период возродить музыкальный театр, где проработал более 9 лет, развить такой важный жанр, как национальный мюзикл, успешно организовать гастрольную деятельность. «Его опыт нам очень пригодится, наряду с такими человеческими качествами, как уважение к творческим людям, отсутствие чванства, заинтересованность в жизни всех членов трудового коллектива», — подчеркнул министр.

В свою очередь Александр Петрович пообещал приоритетное внимание уделять рациональному использованию бюджетных средств, развитию национальных кадров в Большом театре, а также детскому репертуару, чтобы содействовать воспитанию достойного молодого поколения. «Я приложу все силы, чтобы работать здесь и чтобы нам с вами было комфортно вместе трудиться», — заверил он.

БЕЛТА