«Евразия.DOC» 2019. От войн горячих и информационных к мирной жизни

dsc_5997-1200x750

Второй день Фестиваля Четвёртого Фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC» в Минске  примерно поровну разделил военную и мирную тематику.

Начало нового конкурсного дня предварила фотовыставка «Освобожденная Европа» («Совинформбюро. Хроника освобождения»), организованная в Белорусском государственном университете (БГУ) информационным агентством «Sputnik Беларусь». Известные фото советских фронтовых корреспондентов времен Великой Отечественной войны стали хорошим фоном круглого стола, организованного в университете, на тему: «Накануне 75-летнего юбилея победы в ВОВ. Проблемы сохранения исторической памяти и противодействие фальсификации истории».

Эксперты круглого стола:

  • Гигин В.Ф., декан факультета философии и социальных наук БГУ, секретарь ОО «Белорусский союз журналистов» (Беларусь);
  • Акопян Т.Р., председатель Национальной комиссии по телевидению и радио (Армения);
  • Гагнидзе Т.Ш., председатель НПО «Историческое наследие» (Грузия);
  • Дюков А.Р., российский историк и публицист, директор фонда «Историческая память» (Россия);
  • Фидаров Ю.А., председатель Комитета по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания (Россия);
  • Чачия А.А., руководитель Центра проблем глобализации (Россия);

На круглый стол были приглашены студенты, благодаря живому участию которых это мероприятие приняло дискуссионный характер. Тему дискуссии вольно или невольно задал модератор — Александр Дюков, рассказавший о недавней резолюции Европарламента «О важности европейской исторической памяти для будущего Европы», в которой ответственность за начало Второй мировой войны поровну разделили между нацистской Германией и Советским Союзом.

— Лет пять-десять тому назад такое вряд ли можно было представить, — возмутился российский историк.

Оказалось, что молодёжь, выросшая в информационном мейнстриме, где преобладают западные СМИ, не столь категорична в своих суждениях на эту тему. Судя по высказываниям самых активных студентов, они не до конца представляют себе, что такое фашизм, как и сталинизм, или советский строй как таковой. Поэтому экспертам круглого стола пришлось разъяснять молодым людям разницу между ними, а заодно напомнить о непреходящем значении подвига советского народа, который составляли и русские, и белорусы, все народы бывшего СССР в Великой Победе 1945 года.

— Мы все вместе победили в этой войне, — заявил Юрий Фидаров. — Дружба народов была самая настоящая! Это не миф, я это знаю по рассказам своего дяди, ветерана Великой Отечественной. Уверен, то же самое сказал бы мой отец, тоже фронтовик, но я его не помню, рано потерял.

В конечном итоге, эксперты и молодёжь сошлись на том, что необходимо прилагать совместные усилия для поддержания исторической памяти. Тем более, ребята, несмотря на их юношеский максимализм, выказали готовность к внимательному изучению исторических документов, прежде чем делать окончательные выводы по вдруг ставшим спорными вопросам Второй мировой войны. Это выигрышно выделяет студентов БГУ в сравнении с депутатами Европарламента, принявших вышеупомянутую резолюцию, по утверждению историка Александра Дюкова, на основании фактически подложного документа – стенограммы приписываемой И.Сталину речи, которую он, на самом деле, не произносил.

Фестивальный день в БГУ завершился показом фильмов-финалистов молодёжного конкурса документального кино «Евразия.doc: 4 минуты».

Примерно в это же самое время в мультимедийном пресс-центре «Sputnik Беларусь» заседал круглый стол: «Информационные войны. Старые методы и новые средства»

Эксперты круглого стола:

  • Байгожина А.М., доцент факультета «Кино и ТВ» Казахской Национальной академии искусств имени Т.Жургенова (Казахстан);
  • Гайдукевич О.С.,председателя Либерально-демократической партии РБ
  • Давыдько Г.Б, председатель Республиканское общественного объединения «Белая Русь» (Беларусь);
  • Ефимович Н.А., председатель государственного учреждения «Телерадиовещательная организация Союзного государства» (Россия);
  • Качура А.Г., руководитель информационного агентства «Sputnik Беларусь» (Россия);
  • Колосова С.В., директор Дирекции документального кино АО «Первый канал» (Россия);
  • Кривошеев А.Е., секретарь ОО «Белорусский союз журналистов», политобозреватель (Беларусь);
  • Курлаева О.Е., журналист – расследователь телеканала «Россия 24» (Россия);
  • Супер Е.А., политический обозреватель, создатель YouTube-канала «Время — вперёд!» (Россия);
  • Третьяков В.Т., декан Высшей школы телевидения МГУ им. М.В.Ломоносова, председатель жюри фестиваля «Евразия.DOC» (Россия);
  • Шеховцов В.Н., директор Фестиваля «Евразия.DOC», президент Продюсерского центра «Студия Третий Рим» (Россия).

В ходе работы круглого стола в Минске осуществлялись прямые включения по видеосвязи с медиаплощадок ИА «Sputnik» в других странах СНГ: Армении, Казахстана и Эстонии.

sb_ks19

Эксперты обсудили информационную войну, как считают многие аналитики, идущую де-факто, и ее влияние на современное медиаполе. Как в ней одержать победу?

— Просвещение и многообразие источников информации – вот два фундаментальных момента, которые могут нам помочь в ситуации, которая на сегодня сложилась, – заявил Андрей Качура.

По мнению Виталия Третьякова, информационная война давно стала реальностью.

— Мы подошли к информационному Сталинграду, — так высказался этот известный российский журналист. – Пора дать отпор!

Наверное, нет смысла называть противоборствующие силы на сегодняшних фронтах медиапространства, для этого достаточно просмотреть несколько информационных выпусков разных телекомпаний или сделать то же самое в интернете. С каждым днём это становится всё более очевидным.

Геннадий Давыдько отметил, что в сложившихся условиях пора действовать не только на информационном поле, но и на законодательном.

— Меня часто упрекают за попытки ужесточить вход в интернет, запретить категорически анонимность, но человек должен отвечать за свои слова, — считает председатель «Белой Руси».

Кинокритик Карен Аветисян по видеосвязи из Еревана высказал своё мнение относительно политизированности фестивального кино. Он считает, что сейчас среди кинодокументалистов существует неоправданная боязнь высказать свою политическую позицию на площадке фестивального кино, что якобы считается дурным тоном. В этой связи весьма значимые события общественно-политической жизни не находят должного отражения в кино.

С учетом слов армянского кинокритика, можно сделать вывод, что Фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.DOC» частично восполнил «дефицит» политического фестивального кино. По заявлению директора Фестиваля Валерия Шеховцова, значительная часть конкурсных фильмов, особенно прошлых лет, снята в этом жанре.

— У нас есть реальность: союз двух народов – Беларуси и России, — заметил один из белорусских участников круглого стола Алексей Беляев. — Он подкреплен значительными обязательствами в рамках экономического блока, достаточной военно-политической составляющей, но при этом у нас отсутствует единая информационная политика.

Исполняющий обязанности руководителя представительства Россотрудничества в Беларуси Леонид Макуров поддержал повестку, озвученную своим белорусским коллегой, и выступил с призывом усилить наше информационное взаимодействие.

— Я призываю нас, коллеги, не быть пессимистами и пораженцами, — резюмируя, заявил Андрей Кривошеев. — Каждый за этим столом имеет вес для информационного пространства и Беларуси, и России – я надеюсь, нас слышат. И у нас получается многое.

Показы фильмов

Сразу несколько конкурсных фильмов, продемонстрированных сегодня в минском кинотеатре «Беларусь», были посвящены теме Второй мировой и Великой Отечественной войны:

«Княжеводцы», реж. Наталья Шматко, 25 мин., Беларусь, 2019 г. — Фильм получил своё название от одноименной белорусской деревни, сожженной немецкими оккупантами в 1943 году;

«Освободители родной Эстонии», 60 мин., реж. Олег Беседин, Эстония, 2019 г. — Фильм журналиста и режиссёра из Таллина посвящен подвигу эстонских солдат в рядах Советской Армии. Картину зрителям представил сам автор;

«Незабытый подвиг», 18 мин., авт. Алеся Высоцкая, Беларусь, 2019 г. — Фильм рассказывает о подвиге юного уроженца Быховщины Марате Козлове во время Великой Отечественной войны;

«Мюнхенский сговор. Приглашение в ад», авт. Алексей Денисов, 45 мин., Россия, 2018 г. — Картина о Мюнхенском соглашении 1938 года между фашистской Германией и западными европейскими державами, являющем собой одну из главных причин начала Второй Мировой войны и во многом определившим ход мировой истории XX века;

«Птицы в гнезде — до осени», реж. Галина Калинина, 59 мин., Россия, 2018 г. — Отголосок войны… В 1944-м танкист Иван Тихонович Кипа был представлен к ордену Красной звезды, но получил его только 72 года спустя. Об этом картина.

Ещё одна картина о современной войне – в Донбассе:

«Война снайпера», реж. Ольга Шехтер, 83 мин., США, 2018 г. — О сербском добровольце-снайпере, воюющем на стороне ополченцев самопровозглашенной Донецкой Народной Республики. После показа фильма автор обратилась к своим зрителям с экрана (заранее записанный в США монолог).

Также был продемонстрирован фильм, косвенно связанная с темой современных войн с религиозным оттенком:

«Мечта шахида», реж. Мадина Ашилова, 17 мин., Казахстан, 2019 г. — Фильм о трагедии многодетной семьи, в которой трое из семи сыновей уехали на войну в Сирию, забрав с собой жен и маленьких детей. Картину зрителям представила научный консультант Калимаш Бегалинова.

Другие фильмы дня мирной тематики были не менее интересны и актуальны:

«Нерушимая крепость», реж. Екатерина Шаромет, 13 мин., Беларусь, 2019 г. — Об уникальном деревенском храме, ставшим по молитвам его батюшки и немногочисленных прихожан самым настоящим чудом, в котором чудеса и происходят;

«Голос провинции», Асель Сыдыкова, 15 мин., Кыргызстан, 2018 г. — Мирный жизнеутверждающий фильм о Назиме Ишеналиевой – простой сельской учительнице, которая несмотря на все трудности, не теряет веры в будущее и идет по жизни с оптимизмом;

«Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева», реж. Иван Головнев, 26 мин., Россия, 2018 г. — Вначале этого фильма было показано специально записанное видеообращение его автора к зрителям. Иван Головнёв рассказал о настоящем творческом кладе, обнаруженном им во Владивостоке, — фотоархиве и дневниковых записях известного русского исследователя Дальнего Востока конца XIX нач. XX вв. Владимира Арсеньева. На их основе сделан фильм, который озвучил народный артист СССР Юрий Соломин;

«Рыцарь и фрейлина. Портрет на фоне Литвы», реж. Павел Медведев, 56 мин., Россия/Литва, 2018 г. — Об этом историческом документальном фильме один из экспертов Фестиваля Галина Сапожникова сказала: «Одно название чего стоит!». Картина рассказывает об удивительной супружеской чете Столыпиных — Петре Аркадьевиче и Ольге Борисовне, про их любовь друг к другу, к обожаемой ими Литве, к людям;

«Держаться за воздух», реж. Жанана Курмашева, 24 мин., Казахстан, 2019 г. — Это история про молодых людей, которые не стали чёрствыми и молчаливыми, закрытыми и безграмотными из-за тяжелой работы, которую им приходится выполнять. Они талантливы и любознательны, их интерес к жизни и наивность не пропали. Зато появилась некая неуверенность в достижении высоких идеалов, которые очень контрастируют с появляющейся привычкой довольствоваться тем, что имеется и жить сегодняшним днем…

«Непобедимая», реж. Александр Зиненко, 53 мин., Россия, 2018 г. — С героиней этого фильма Ольгой Буниной зрители уже познакомились на церемонии открытия Фестиваля. А сам фильм презентовал лично его автор, которому  было задано несколько вопросов из зала.

Завтра – 3 октября на базе БГУ и кинотеатра «Беларусь» будет продемонстрировано ещё 14 документальных фильмов из конкурсной программы Фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC». Приглашаем всех желающих.

image description

«Евразия.DOC»