Ненавижу слово «фотогеничность», или Голос из-за кадра

2

О фотогеничности сейчас говорят все. Я слышу это слово постоянно. Офисный планктон и домохозяйки, дизайнеры и хипстеры. Юные девы мне говорят о своей «рабочей» стороне. Какая рабочая сторона? Ты прекрасна по определению! И все пытаются мне рассказать о своей фотогеничности и научить фотографировать.

Я так вижу. И так чувствую

Особенно удивляет, когда мне пытаются рассказать в бухгалтерии мясокомбината, как правильно снимать. Когда мы приходим в бухгалтерию, мы же не рассуждаем о бухгалтеричности! Мадам, ваша справка о моих доходах выглядит недостаточно солидно, поменяйте шрифт, а табличку оформите с фламинговым фоном! Это документ. Так же и моя фотография — это точный отпечаток того момента, когда я нажал на кнопку.

Я так вижу и чувствую. Если смотреть в сущность понятия, то фотосъемка — это творческий процесс создания фотографии, самостоятельного материального объекта. Я, фотограф, осуществляю этот процесс. И если хочу сфотографировать здесь и сейчас, значит, именно так вижу и чувствую.

Если мне говорят, что это не надо так снимать, это, мол, нефотогенично, то это утверждение вступает в конфликт с моим восприятием мира. Именно так я вижу! Это мой мир, мой взгляд, я ТАК вижу. Если я буду следовать вашим указаниям, если попытаюсь воплотить ваше видение, а вас тысячи, значит, все мои фото станут серыми в попытке угодить всем вам сразу. Средненьких фотографий в интернете миллионы! Дайте мне возможность видеть мир таким, каким видят его мои глаза.

История неснятого кадра

Представьте себе: пустой утренний проспект, влажный асфальт, ясное небо над городом. Перспектива домов, деревья, слышны голоса птиц, и нет почти никого из людей. Катятся поливальные машины, создавая вокруг себя ореол радуги. На первом плане по зебре идет пожилая дама с собачкой. Больше никого. Она держит спину, собачка ее торопит, но мадам идет своим шагом. Натянутый поводок собаки и размеренный шаг женщины — иллюстрация к вечным антиподам, Суете и Мудрости.

Песику нужно скорее поставить метку у столба, а хозяйка не спешит. У друга человека на уме поставить «лайк» возле той ограды и этого фонаря, а дама в это время вспоминает себя — молодой и с другой собакой. Тогда у нее был модный рыжий колли. Она не забыла, как на этой зебре догнал ее парень и спросил ее имя. Она, тогда почти ребенок, растерялась и ответила и даже оставила номер телефона. А потом влюбилась и стала его подругой. Он был гитаристом рок-группы. Того парня давно нет в ее жизни, сейчас большая семья, мелкую собачку именем того парня случайно назвали внуки, она не возражала. Она идет легкой походкой, погруженная в свои мысли.

Все это должно отразиться на фото. Но мой фотоаппарат остался дома, и я не могу сделать этот единственно прекрасный и правдивый кадр сегодняшнего дня. Что делать? Бегу домой, хватаю все свое снаряжение и мчусь обратно к парку. Подбегаю к той даме с кучей фототехники на плечах и нагло заявляю: «Мадам, пожалуйста, пройдите еще раз по этому переходу. Я хочу снять вас «шириком», и чтобы собака носом мне в объектив сунулась!»

И что? Да ничего не получится! До разговора со мной она была сама собой, а здесь надо играть, а она играть не привыкла. Поэтому природная осанка дамы сменится выправкой бравого солдафона — этого невозможно не заметить! Уголки губ опустятся, она начнет бормотать, что, дескать, она нефотогенична. Она скажет, что не накрашена, что не готова… и ей не будет никакого дела до моей реальности!

И на моих глазах гордая красавица превратится в растерянную старуху, в мир которой я воткнулся своим объективом…

Вывод: люди живут — и это их мир. А я снимаю — и это мой мир. И в моем мире появляются новые образы! На фотографии — человек, судьбу и внешность которого создало мое видение. На фото не тот, кого я снял, а тот, кем я его сделаю, вложив свое чувство в этот кадр.

В каждом — вирус нефотогеничности

Однажды наступил момент, когда я перестал нравиться себе на фотографиях. Что я сделал? Сбросил 20 килограммов. Теперь я себе на фото не нравлюсь по другим причинам! Что это? Это возраст. Мы можем чувствовать себя в душе юными и влюбленными, но тут реальность на фото грубо бьет нас по носу! Конфликт внутреннего восприятия себя и реальности.

Это проявление нашей неуверенности в себе, недовольство собой в жизни, а не на карточке. Это результат влияния массовой культуры, где диктуется культ успешности, молодости и красоты. Научитесь любить себя здесь и сейчас — и все будет хорошо.

И не надо негодовать, если вы не нравитесь себе на моих фотографиях. Скорее всего, проблема смотрит на вас из зеркала каждое утро. Пожалуйста, смиритесь со своим возрастом и со своей внешностью. Это ВАШ возраст и ВАША внешность. Отдельный вопрос — фото на документах. Я не встречал ни одной женщины, которая, показывая фото в своем паспорте, не начинала бы оправдываться. Оправдываются все: и старые, и молодые, и красивые, и не совсем. С мужчинами проще, но тоже бывает.

Пусть деревья не качаются, а то ветрено

Всегда можно обвинить фотографа в криворукости, если результатом вы недовольны. Даже если модель заведомо недовольна своей внешностью, ей нужно участвовать в процессе создания «шедевра». Мол, я знаю, что необъятная, но это мы вслух не произносим. Давайте я боком повернусь, может, лучше будет. Мы оба понимаем, что проблема в ее габаритах, она злится, шипит на меня.

Встречаются и очень красивые, сладенькие ребята «лет под тридцать», хоть картины с них пиши — а нет, ломаются, выбирая фотографии. Другое дело — люди на заводах. К ним нужен особый подход. Ты подходишь и здороваешься. Говоришь: мне нужно вас сфотографировать за работой, не обращайте на меня внимания, работайте. Человек кивает в ответ, опускает защитные очки и точит свою деталь. Ни один не попросил посмотреть, как он получился на фото! Зато когда спрашиваешь, как подписать снимок, каждый представляется по имени-отчеству. Пролетарская жилка, уважаю!

Я могу вас снять за дружеским столом или в кабинете. Могу сделать ваш фотопортрет в кругу семьи, в разном свете, на разном фоне, с разным настроением. Но ваш внутренний мир я не смогу изменить. А это видно на фото. Если в ваших глазах горят любовь и радость, я это увижу и сниму. Если вы на своей свадьбе стоите с глазами тухлой рыбы, то никакой мастер вам радостные глаза не нарисует. Но, пожалуйста, не говорите мне: «Я нефотогигиеничный». Пожалуйста, прошу вас! Это несмешная шутка…

Рамиль НАСИБУЛИН.

Фото автора. «СБ. Беларусь сегодня»