Национальный футбольный стадион и бассейн международного стандарта будут построены в Минске к 2023 году

5

Национальный футбольный стадион и бассейн международного стандарта будут построены в Минске к 2023 году. Вот что сказал Президент на совещании, посвященном их строительству:

— Стадион и плавательный бассейн мы будем строить. Они нам очень нужны. Потому что это не государство, которое не имеет таких национальных объектов. Футбол — это народный вид спорта. Вид спорта номер один в нашей стране. Им занимаются больше всего людей, начиная от маленькой деревеньки и заканчивая столицей… Надо иметь такой стадион. Ну и плавательный бассейн. Надо понимать, что плавание — это медалеемкий вид.

Национальный футбольный стадион и бассейн международного стандарта строятся по линии технико-экономической помощи КНР, что закреплено соответствующим межправительственным соглашением с Китаем. По сути, это подарок китайского народа белорусскому. Но, разумеется, со смыслом. Таким образом Китай презентует свои возможности Европе. Объекты в Минске — своего рода визитная карточка КНР. Многие строительные и технологические решения в их проектировании и возведении уникальны и не имеют аналогов. С нашей стороны важно создать максимально благоприятные условия для реализации замысла. На совещании, посвященном строительству спортивных объектов, Президент отметил:

— Я просил подготовить проекты указов с упором на это. Чтобы мы, получив бесплатные деньги, не волокитили китайцев. Они будут строить эти объекты. Конечно, из наших материалов, наши люди будут там работать в основном. Чтобы мы не волокитили и чтобы у китайцев не было жалоб, что у нас там какие-то, как обычно, непонятные стандарты, которые остались, наверное, не то что от советских времен, а еще до революции по некоторым стандартам строили. Я об этом уже предупреждал и министра, и Премьер-министра, что должны быть введены европейские стандарты. Оставить только там, где мы видим, что наши стандарты не хуже. Здесь мы будем строить по международным стандартам.

Международные стандарты в данном случае — не фигура речи. Свои требования к спортивным объектам есть у Международных футбольных федераций (FIFA и UEFA), у Международной федерации плавания (FINA). Их соблюдение — непременное условие для того, чтобы в перспективе наши сооружения могли использоваться для проведения первенств планетарного масштаба. На это, собственно, и расчет. Для китайских партнеров качественное возведение арен в таком контексте — дело чести. Обязательства же белорусской стороны будут зафиксированы соответствующими нормативными актами. Президент, напомнив предысторию вопроса, сказал об этом так:

— Мы давно планировали построить эти объекты. Естественно, это приличные затраты. Понятно, что такие деньги всегда находятся с трудом, поскольку ни один частник, думаю, за эти объекты не возьмется. А из государственного бюджета деньги вы знаете куда идут. Я в свое время попросил Си Цзиньпина (Председатель КНР. — Прим. ред.), чтобы он помог нам в строительстве этих объектов. Надо сказать, что я обращался не только в Китайскую Народную Республику, но и к другим странам. Но там денег не нашлось или желания. А Китайская Народная Республика, Председатель КНР отозвались. Вы знаете, что совсем недавно во время моего последнего визита в Китай Си Цзиньпин продемонстрировал всем нам макеты этих объектов. Подчеркну, строительство таких спортивных объектов в Минске в рамках сотрудничества Беларуси и Китая является беспрецедентным и должно стать примером для других проектов, которые планируется реализовать в будущем.

Согласование условий сотрудничества уже можно считать позади. Китайская сторона, обратил внимание Александр Лукашенко, готова начать строительство в первой половине следующего года. Соответствующая оперативность требуется и от белорусских участников проекта.

— Готова и начнет, — убежден Президент. — В наших же интересах обеспечить безупречное выполнение договоренностей с китайской стороной. Поэтому я и говорю — начнет. Это сегодня зависит только от нас.

А ответственным должностным лицам Глава государства адресовал на совещании ряд конкретных вопросов прикладного характера. Прежде всего его интересовал ход подготовки строительных площадок:

— Мы должны подготовить те места, где будут возведены эти объекты, и передать китайской стороне для строительства. Но я знаю, что есть проблемы по грунтам. Особенно в районе строительства плавательного бассейна. Есть рабочие моменты, их надо решать по размещению национального стадиона. Имеется в виду тоже площадка. Смотрите, чтобы там деревья не рубили лишние. Хотя я понимаю, там много деревьев уже старых. Их все равно надо было менять. Поэтому понятно, если мы вырубаем 10 — 20 деревьев, то мы должны вместо этого высадить деревья рядом или в других местах, где это надо. Порядок определен.

Второй вопрос касается организаций, которые будут отвечать за возведение бассейна и стадиона с белорусской стороны. По бассейну это Республиканский центр олимпийской подготовки по водным видам спорта. По стадиону — Национальный олимпийский стадион «Динамо». Глава государства предложил участникам совещания обосновать такой выбор:

— Почему мы отдаем на эти организации эти стройки?.. Не хотят ли министры и начальники большие на чьи-то плечи сбросить ответственность? Самое главное: справится ли стадион «Динамо» с контрольными функциями по возведению Национального стадиона футбольного и справится ли республиканский центр по водным видам с возведением плавательного бассейна международного стандарта? Смогут ли они обеспечить инженерно-техническое, юридическое сопровождение и эксплуатацию объектов на высоком уровне?

И, разумеется, очень важен взгляд в будущее. Китайские партнеры обозначили очень сжатые сроки строительства. Как после ввода в эксплуатацию заработают сооружения? Президент требует:

— Уже сегодня необходимо планировать и прорабатывать проведение соответствующих международных соревнований высшего уровня на этих объектах. Кстати, это будет и подстегивать строителей и всех начальников вовремя закончить эти стройки.

Глава государства подытожил:

— Стадион и плавательный бассейн мы будем строить. Они нам очень нужны. Потому что это не государство, которое не имеет таких национальных объектов. Футбол — это народный вид спорта. Вид спорта номер один в нашей стране. Им занимаются больше всего людей, начиная от маленькой деревеньки и заканчивая столицей. Не иметь чисто футбольного национального стадиона, где будут играть национальная сборная, лучшие наши клубы, где будут проводиться матчи международного уровня, — это негоже. Надо иметь такой стадион. Ну и плавательный бассейн. Надо понимать, что плавание — это медалеемкий вид. И на Олимпийских играх, наверное, легкая атлетика и плавание имеют больше всего комплектов наград.

Однако тут не обошлось и без критического замечания. Это уже на заметку спортсменам и тренерам:

— Откровенно сказать, в футбол мы играть не умеем, плавать мы разучились. Но это отдельный разговор у меня будет с профильными министрами и другими спортивными организациями.

Обобщая тему, имеет смысл обратить внимание на то, что стадион и бассейн значительная, но все же часть масштабной программы технико-экономической помощи КНР нашей стране. После совещания министр экономики Дмитрий Крутой рассказал журналистам, что такое взаимодействие развивается уже больше десятка лет:

— С 2007 года мы начали работать с Китайской Народной Республикой по освоению средств международной технической помощи. По сути, это безвозмездные ресурсы, которые выделяются Беларуси. За 12 лет у нас уже есть 8 завершенных проектов на 130 млн долларов и в работе еще на 95 миллионов. То есть суммарно за 12 лет мы обеспечили выборку помощи на 225 млн долларов. По двум нашим будущим знаковым спортивным объектам на сегодня китайской стороной зарезервировано 235 миллионов долларов. То есть за предыдущие 12 лет практически идентичная сумма той, которая будет использована на двух объектах. А суммарно это полмиллиарда долларов.

Однако и на этом сотрудничество по линии техпомощи КНР не заканчивается. Министр экономики рассказал:

— С прошлого года в Китае изменилась внутренняя политика в отношении техпомощи. Было создано специальное государственное агентство. Оно напрямую подчиняется Госсовету. И с такими странами, как наша, взаимодействует в рамках заключенных межправительственных соглашений. Где-то полгода ушло на становление этой структуры, на подбор людей, разделение компетенций. Буквально на днях мы получили уже подписанный меморандум, которым четко определены приоритеты в нашей республике. Кроме этих спортивных объектов, которые на первом месте, еще и объемы технической помощи, которые будут выделяться нашему индустриальному парку «Великий камень». Объемы техпомощи, которые зарезервированы для наших таможенного и пограничного комитетов. Это третий этап социального жилья в Беларуси. Тоже очень большой и знаковый проект. Всего порядка 100 млн долларов.

А заместитель Главы Администрации Президента Николай Снопков в общении с журналистами сделал акцент на стандартах:

— Да, технико-экономическая помощь Китая, генеральный подрядчик будет китайская организация, проектировщики китайские. Они, кстати, предложили эксклюзивное решение. В мире таких строительных и функциональных решений еще нет. Но строиться будет по международным стандартам, согласованным и утвержденным соответствующими международными федерациями.

По словам Николая Снопкова, подготовка к строительству идет в соответствии с жестким регламентом:

— Технико-экономическая помощь предусматривает очень четкий протокол действий. На данный момент у Министерства экономики фактически помесячный график. Мы ожидаем указов Президента, которые он согласовал сегодня для подписания. После этого уже начнется практический этап работы. Будет подписан протокол между двумя государственными органами. Это Министерство экономики Беларуси и Министерство коммерции Китая. На основании этого протокола будут формироваться уже концептуальный проект, предварительный проект, рабочие чертежи. Планируем не позже июля будущего года выйти на строительные площадки.

Что касается белорусских участников проекта, Николай Снопков уточнил:

— Это соответствует регламенту получения технико-экономической помощи. Есть управляющие организации от китайской стороны. Это две инженерно—проектировочные организации. Одна основная, вторая вспомогательная. То есть имеет место такой перекрестный контроль друг друга. Будет генподрядчик, которого выберет Министерство коммерции в ближайшее время. Третий участник — учреждение от белорусской стороны, которое будет мониторить ход строительства, изучать вопросы эксплуатации и в дальнейшем будет эксплуатировать объекты. Мы используем технический персонал, который будет идеально понимать механизмы, специфику и функционал строящихся объектов. При этом Президент поручил определить ответственных должностных лиц, которые будут нести персональную ответственность за ход реализации проектов.

И еще важный момент. На субподрядные работы будут привлекаться белорусские строительные организации. Это уникальные опыт и школа, которые очень пригодятся нашим специалистам в будущем. Свои бонусы получат и производители строительных материалов. Они также будут использоваться преимущественно белорусские.

Дмитрий КРЯТ, «СБ. Беларусь сегодня»