В Минск пришел байкшеринг

1904

%d0%b8%d0%bd%d1%84%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%ba%d0%b0За последний месяц Минск стал буквально окрашен в желтую крапинку, и речь сейчас не об одуванчиках. А о ярких велосипедах неизменно солнечного цвета, которые почему-то стоят без хозяина. Без замков и цепей. Причем в местах, которые вряд ли назовешь идеальной парковкой для велосипеда: около подъезда, на выходе из станции метро, на остановке.

Дело в том, что в начале июля в Минске заработал бесстанционный байкшеринг. Сделал ли он велопрогулку удобнее, доступнее и популярнее среди горожан? Сейчас узнаем.

Система байкшеринга (англ. «bike» — велосипед, «to share» — делиться) в Беларуси пока совсем молода и представлена только одним сервисом —  «Kolobike». Стоимость поездки – 1 рубль за 30 минут. Как утверждает компания, помимо аренды велосипедов скоро также станет доступен прокат электросамокатов.

Иван, студент

«Началось все с того, что закинуть 5 рублей на счет у меня получилось с раза 20-го – приложение максимально не оптимизировано. Когда все же получилось, потестил первый раз велосипед минут 10, и это стоило рубль. Передачи мне показались не особо удобными: первая – бесполезная, вторая – хороша, но медленная, но медленная, на третьей тяжело крутить.

А вот второй опыт катания получился крайне неудачным. Я не смог разблокировать велик.

Точнее, в приложении он разблокировался, а в жизни нет. Стою я, велик стоит, а у меня списываются деньги. Обратился через приложение в тех. поддержку – мне не ответили. Написал на почту гневный отзыв – тоже реакции не последовало. Завершил поездку и ушел. Итог – потерянный рубль.%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%bd

Следующие две поездки все было мирно: от Грушевки до МКАДа нормально прокатился за 29 минут, а вот когда ехал с Куйбышева до Пушкинской, столкнулся с тем, что город не адаптирован под велосипеды. Нет адекватной разметки, постоянные подземные переходы, иногда даже без пандуса, пешеходы не умеют себя вести.

Только один раз из всех я целенаправленно открывал приложение и смотрел, где ближайший велик, чтобы проехаться. Кстати, он оказался рядом – минуты 3 пешком. А так я обычно просто куда-то иду, вижу велосипед, в голове сопоставляю, как быстрее добраться до пункта назначения, и беру его.

Мой вердикт: сами велики, тех. поддержка и приложение могли бы быть и лучше, но сам сервис иногда бывает полезен».

%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b3%d0%b0

Ольга, специалист по маркетингу

«Велопрогулки я люблю, но моя физподготовка не позволяет ездить долго. И если уж кататься, то в приятных, интересных местах, а не вдоль проспекта или вокруг дома. Свой велосипед уже несколько лет хочу купить, но откладываю это дело, его же нужно где-то хранить, а ещё нужен багажник для перевозки на авто. Потому что если в те места, где я бы хотела кататься, ехать от дома своим ходом на велике через полгорода, то обратно уже сил не будет вернуться. Поэтому мне проще приехать на машине туда, где я хочу покататься, и арендовать велосипед на часик (больше часа подряд я пока не готова кататься). И да, мне нравится, что его можно оставить там, где надоело кататься, или я устала, или зашла в кафе кофе выпить. А если передвигаться по делам по городу, то мне все же удобнее на авто.

Из плюсов самого велосипеда – сиденье удобное, посадка на нём для меня комфортна. Для недолгих покатушек он вполне подходит. Единственное, он достаточно тяжелый. Тем, кто привык к своему хорошему велосипеду, естественно, этот покажется ужасным. Условно, если человек, привыкший ездить на авто премиум класса, окажется за рулём бюджетки в базовой комплектации, то воскликнет: «Боже, как на этом можно ездить?!» А тот кто ездил на общественном транспорте, пересев на самый отстойный автомобиль скажет: «Вау! Здорово!» Мне, как заядлой автомобилистке, проще проводить такие параллели.

Пока я каталась только 2 раза, но буду продолжать пользоваться сервисом».

%d0%b2%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bc

Вадим, работник отдела охраны и контроля, администратор

«Я читал про этот сервис и ждал и ждал его у нас в Минске достаточно долго. Когда он наконец заработал, я сразу зарегистрировался, а вот покататься не удавалось – в моем районе их не было. Но через некоторое время они стали «приезжать» ко мне в округу, и в один раз я просто увидел его с балкона, забронировал и пошёл кататься.

Давно не ездил на велике, поэтому первая поездка была недолгая – 30 минут. Теперь беру покататься, для меня это очень удодно, что оставить можно практически везде.

Приложение у меня не вызвало трудностей: я пользуюсь каршерингом (аналогичный сервис для аренды автомобиля – прим. автора), и все очень похоже, только там сразу с карты деньги снимают, а колобайк – через виртуальный кошелек, на который ты сам с карты кладешь сумму. Как депозит, хитро. Зато при следующей поездке у вас на балансе уже лежат деньги.

По моим ощущениям лучшая скорость – вторая. И насчет тормозов: мышечная память велит ногами на педали назад, как раньше на великах было, а тут нет такого, только на руле две рукоятки тормозов (слева на заднее колесо, справа на переднее). В общем, привыкать надо, а то чуть не врезался пару раз. Еще один минус – вибрации от велика идут неслабые, особенно когда бордюр преодолеваешь.

А так всё понравилось, адреналин получен, ноги гудят с непривычки».

А что у соседей?

%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b5%d0%b9

Андрей, учится в Варшаве

«В городе действует один прокат велосипедов, который финансируется мэрией и правительством Варшавы. По городу расставлены станции для парковки, ты не можешь оставить велосипед где угодно. На этих станциях ты должен поставить велик и закрепить на замок. Этот замок считывает данные с велосипеда, и поездка автоматически завершается.

Сначала нужно скачать на телефон приложение с App Store или Play Market. Регистрируешься и привязываешь карту.

%d0%b2%d0%b0%d1%80%d1%88%d0%b0%d0%b2%d0%b0

Обычно первые 20 минут поездки бесплатные, но не получится обхитрить систему, катаясь только по 20 минут. Деньги снимаются по окончании поездки, когда велосипед закреплен на станции. Если ты оставил в городе, то в принципе тоже можно закончить поездку, но тогда с тебя снимут дополнительно 3 злотых (1,58 бел. рублей). А так стоимость проката – 20 грош (11 копеек) за минуту. Интересно, что поляки почти не оставляют прокатные велосипеды и самокаты у своего подъезда, там, где было бы удобнее им самим, а, например, на остановке, чтобы следующему человеку будет быстрее и удобнее найти его там.

Сервис популярен, но с приходом электросамокатов немного потерял свои обороты.

Состояние велосипедов хорошее, как и техническая помощь: можешь обратиться через приложение и сообщить о поломке. На каждой стоянке есть насосы и гаечные ключи, поэтому чуть что можно и тормоза подкрутить, и колесо накачать.

В Варшаве почти всюду, особенно в центре, безбарьерная среда, и очень много велодорожек, поэтому добираться на учебу или работу на велосипеде – вполне хороший вариант».

Александр, живет в Ростове-на-Дону

«В Ростове есть один сервис по прокату велосипедов (обычных и электрических) и электросамокатов. Практически возле каждого крупного магазина или торгового центра есть точка аренды. Подходишь к ней, и там написано какое приложение нужно скачать. Качаешь его, читаешь пользовательское соглашение – это очень важно, потому что за неправильную парковку может прилететь штраф. К примеру, не поставил колесом на парковку, а просто оставил его рядом – словил штраф. Потом на той же самой парковке выбираешь себе транспорт. На каждом из них есть свой QR-код. Ты его сканируешь через приложение, и в телефоне появляется информация, что за велосипед и сколько а нем зарядки, если берешь электровелосипед. Дальше просто подтверждаешь съем устройства, и начинается поездка с почасовой оплатой. Стоимость – 50 рублей в час (2,59 бел. руб.).

%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b2

Уважение к велосипедистам есть, тебе всегда уступают дорогу пешеходы, другое дело – велодорожек очень мало. Точнее, она одна, вдоль набережной.

Прокатные велики довольно популярны в нашем городе, часто вижу, как на них катаются по улицам».

Александра ДОРАШЕНКО