Не тот поток: кому выгодна остановка транзита газа через Украину?

И России, и Евросоюзу, да и самой Украине как государству выгодно подписать транзитный договор хотя бы на 2020 год. Однако регулярно появляются заявления о том, что контракта не будет. В ситуации разбирался колумнист Sputnik Игорь Юшков.

Мы уже привыкли, что Украина – генератор тревожных новостей в области газового транзита. Однако сейчас можно наблюдать просто показательную историю.

Чуть ли не каждый день мы видим заявления представителей «Нафтогаза» или Министерства энергетики Украины о том, что контракта с Россией на транзит газа с 1 января 2020 г. точно не будет, что подписание сорвется и т.д. Во всем, конечно же, виноваты Кремль и «Газпром».

Откуда пойдет реверс?

Хотя времени для переговоров много – до окончания действия нынешнего контракта еще полгода. А мы помним, что договор на поставку и транзит газа «Газпром» и «Нафтогаз» могут подписывать и в новогоднюю ночь (как в 2008-2009 гг.).

Причем и России, и Евросоюзу, да и самой Украине как государству выгодно подписать транзитный договор хотя бы на 2020 г. Для Евросоюза это гарантия надежности газоснабжения: чем больше маршрутов можно использовать для получения газа, тем лучше.

Для «Газпрома» сохранение украинского газового коридора – залог полного выполнения своих контрактных обязательств.

Тут стоит пояснить: в 2018 г. через Украину транзитом прошло 86,8 млрд куб. м российского газа. Обходные газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток» могут прокачать суммарно 86,5 млрд куб. м, т.е. фактически полностью заменить украинский маршрут.

Но к 1 января 2020 г. европейцы на своей территории не успеют достроить сухопутное продолжение «Северного потока-2». Поэтому загрузить его можно будет примерно на 50%. К тому же такое ограничение накладывают на газопровод принятые в ЕС поправки к газовой директиве.

А получить исключение из Третьего энергопакета (по этим правилам один поставщик может использовать только 50% мощности газопровода) «Газпром» сможет явно не с 1 января следующего года.

«Турецкий поток» также пока не сможет работать на полную мощность: первая нитка построена для газоснабжения Турции, и она уже полностью готова к эксплуатации. А вторая, мощностью 15,75 млрд куб. м, выведена на турецкий берег.

Газ из нее может поставляться в Болгарию реверсом по существующему газопроводу, который окажется пустым после запуска первой нитки «Турецкого потока». Но участок Болгария – Сербия (далее Венгрия, Австрия) еще не построен.

Украине также необходим транзит российского газа. Во-первых, «Газпром» платит за него большие деньги. Во-вторых, нынешняя модель газоснабжения украинских потребителей существует только при наличии транзита, ведь тот самый реверсный европейский газ, который импортируется «как бы из Европы», в реальности является российским газом, проходящим с востока на запад.

Нет транзита – нет реверса. В случае остановки транзита придется физически искать какой-то другой газ и качать его украинским потребителям, что в еще большей степени повысит его стоимость.

Наконец, без статуса страны-транзитера Украина потеряет львиную долю своего геополитического и геоэкономического значения.

Украинцам это не выгодно, а американцам – очень даже

Регулярность заявлений представителей «Нафтогаза» о срыве подписания договора с Россией на транзит пугает и может свидетельствовать о том, что украинцы намеренно хотят саботировать процесс заключения нового договора. Объяснить это можно и  внешними и внутренними факторами.

Нынешнее руководство «Нафтогаза» и Минэнерго является представителями политической команды Петра Порошенко, который, в свою очередь, ориентируется на политические элиты США.

Вашингтону же крайне важно сорвать стабильные поставки российского газа в Европу. США призывают ЕС отказаться от строительства «Северного потока-2», готовят санкции против данного проекта. Но такие ограничения приведут к ухудшению отношений США и ЕС, поэтому Вашингтон хочет сделать все чужими руками.

Идеальный вариант – отсутствие договора на транзит российского газа через Украину. Предполагается, что тогда «Газпром» не сможет выполнить свои контрактные обязательства, и Россию можно будет назвать ненадежным поставщиком.

В Европе, особенно в январе-марте 2020 г., может возникнуть дефицит газа из-за недопоставок из России. Цены на метан вырастут, и поставщикам американского СПГ будет выгодно поставлять его партии в Европу, как и в Азию (уже сейчас в Азии платят за сжиженный газ дороже).

Да, при таком сценарии пострадает и сама Украина. Но, с точки зрения руководства «Нафтогаза» и команды Порошенко, это даже хорошо. Ведь все можно будет свалить на Зеленского: мол, при прежнем президенте газоснабжение не останавливалось, а «юморист все развалил».

Кроме того, по опустевшим газопроводам можно будет качать американский газ с поставкой через польский регазификационный терминал. Не зря же министр энергетики США Рик Перри – постоянный гость на Украине, даже американскую делегацию на инаугурации возглавлял.

Как будет выкручиваться «Газпром»

В подобных условиях «Газпром» надеется на лучшее, но готовится к худшему. Т.е. он ожидает, пока пройдут парламентские выборы на Украине, сформируется новое правительство, подконтрольное Зеленскому, и он сменит руководство «Нафтогаза». В этом случае есть шанс, что придут более рациональные люди, с которыми можно будет договариваться.

Но параллельно «Газпром» закачивает газ в подземные хранилища (ПХГ) в Европе. Главное для российского концерна – продержаться в зимний период.

Тем смешнее видятся заявления руководителя газового дивизиона «Нафтогаза» Андрея Фаворова, сообщившего, что в первом квартале 2020 г. транзита российского газа не будет, а со второго квартала он продолжится. Во втором квартале транзит может и не понадобиться, он нужен именно в конце зимы!

В случае отсутствия транзита через Украину с 1 января «Газпром», весьма вероятно, будет поставлять потребителям только объемы, прописанные в контрактах (важно не нарушить договоры), отправляя сырье по имеющимся альтернативным газопроводам. Болгарию, Румынию и Молдову можно снабжать по «Трансбалканскому газопроводу» в реверсном режиме. Дополнительные объемы будут извлекаться из ПХГ.

Кроме того, «Газпром» может поставлять часть газа европейцам в виде СПГ. У концерна есть контракт на закупку примерно 3 млн т с завода «Ямал СПГ». Да и остальные объемы СПГ с Ямала все равно в зимний период пойдут в Европу. А мощность завода к концу 2019 г. достигнет примерно 20 млн. т. (за первое полугодие завод произвел 9 млн. т.).

Интересно, что если раньше теплая зима в Европе была невыгодна «Газпрому», то в следующем году она может оказаться весьма кстати.

Игорь Юшков, sputnik.by