Друзья-Сябры – под городом Горьким, где ясные зорьки

1904%d0%b0%d0%b0%d0%b0

«А разве можно жить, не повидав Нижнего Новгорода?» –  эту фразу кто-то из наших вычитал в интернете. Покопались в сетях и обнаружили, что она принадлежит Теофилю Готье, французскому путешественнику и писателю. Этим  предложением можно резюмировать итоги очередной поездки Друзей-Сяброў по России.  

Встреча в Кремле

Безусловно, знакомство с Нижним начинаем с его главного украшения – Кремля. Однако направляемся туда не только для того, чтобы оценить красоты древней крепости и надежность бастиона. По графику «Друзья-Сябры» встречаются с руководством Нижегородской области.

В пресс-конференции, помимо гостей, участвуют вице-губернатор Нижегородской области Евгений Люлин, представитель МИД России в Нижнем Новгороде Сергей Малов, а также руководитель отделения Посольства Республики Беларусь в Нижнем Новгороде Александр Власов.

Евгений Борисович в прекрасном настроении
Евгений Борисович в прекрасном настроении

«Между Россией и Беларусью всегда были и остаются теплые добрососедские отношения. По объему товарооборота с Нижегородской областью Беларусь занимает первое место из 139 государств – внешнеторговых партнеров региона. По итогам 2018 года товарооборот между нижегородским регионом и Республикой Беларусь составил почти 1 млрд долларов», – рассказал вице-губернатор.

Во время встречи
Во время встречи

«Друзья-Сябры» задали Евгению Люлину вопросы о самых актуальных и важных проблемах региона. Их интересовало то, как развивается промышленность и сельское хозяйство Нижегородской области, как используется наследие Чемпионата мира по футболу-2018 и какие документы планируется подписать на VI Форуме регионов Беларуси и России, открывающемся вскоре в Санкт-Петербурге.

Ждем начала пресс-конференции
Ждем начала пресс-конференции

Белорусы рассказали о том, какими событиями живет страна и поблагодарили нижегородцев за теплый прием. В беседе отмечалось, «что такие встречи способствуют формированию у белорусского медиа-сообщества объективного представления о современной России, знакомству с ее учеными, общественными деятелями, промышленным потенциалом, историческим и духовным наследием, а также созданию единого информационного пространства Союзного государства».

4

В качестве памятных подарков нам вручили книги и альбом, а также нижегородские сувениры.

Судостроительный завод «Красное Сормово»

«Под городом Горьким,

где ясные зорьки

В рабочем поселке подруга живет»…»

Именно об этом заводе идет речь в «Сормовской лирической». Некоторые из нас уже подзабыли и слова, и текст известной некогда песни, однако мобильный интернет моментально восстановил память, и мелодия не отпускала нас на протяжении трех оставшихся дней пребывания в Нижнем Новгороде.

Работа на заводе вовсю кипит
Работа на заводе вовсю кипит

У ворот нас встречает технический директор завода Александр Васильевич Цепилов. Ему уже за 70, из них 47 лет он посвятил родному предприятию.

На его глазах создавалась одна из самых лучших подводных лодок прошлого века – «Барракуда». Он был ответственным сдатчиком проекта «Кондор», признанной одной из лучших подводных лодок XX-го столетия, а также подводной лодки  «Варшавянка».

Александр Васильевич Цепилов приветствует нашу команду
Александр Васильевич Цепилов приветствует нашу команду

Собеседник вспоминал, как удалось выжить «Красному Сормову» в конце 90-ых. Именно тогда завод продал Китаю три подводных лодки.

В то время сормовцы оказались без военных заказов и без производства гражданских судов.

От полного краха спасла предусмотрительность руководства. Прибыль, полученная от продажи подводных лодок на экспорт, не разбазарили, а использовали для модернизации производства.

Через пару месяцев – спуск на воду
Через пару месяцев – спуск на воду

В 2006 году они стали первой в России верфью, которая закупила и поставила оборудование, позволяющее строить гражданские суда, отвечающие современным мировым стандартам. С тех пор новое оборудование докупается каждый год. За последние пять лет в судостроительном производстве внедрено более 100 единиц современного оборудования.

Сегодня завод строит сухогрузы и круизные лайнеры. По мнению Александра Васильевича, у «Красного Сормова» достаточно высокий уровень технического оснащения и количество специалистов, чтобы справиться с этими задачами. Ведь на предприятии еще работает основной костяк профи, обладающих уникальными знаниями и опытом строительства кораблей.

8

Год назад производственная возможность завода составляла 8 судов в год, сегодня – 10, цель сормовцев к 2020 году  – 12 судов. Все это благодаря внедрению бережливых технологий, новых подходов в работе.

Оказывается, у каждого корабля есть своя крестная мать. Именно ей предлагают разбить бутылку шампанского о борт корабля. В прошлом на эту почетную роль выбирали известных нижегородцев, а сегодня все чаще крестной матерью становится представительница заказчика. Кто платит, тот и танцует девушку…

На территории завода обнаружили яхту Сталина под названием «Максим Горький». Говорят, Иосиф Виссарионович на ней ни разу не прокатился. Ее планируют отремонтировать и превратить в музей. Мы не упустили возможность сфотографироваться на фоне этого уникального объекта.

Яхта Сталина
Яхта Сталина

Музей истории завода Красное Сормово

Ни секунды не пожалели, что попали в этот удивительный музей. Экскурсовод настолько увлекательно говорила о   старейшем (170 лет!) судостроительном предприятии России, что мы на час забыли об усталости и погрузились с головой в богатую историю завода. От первых отечественных пароходов до уникальных атомных подводных лодок –  таков долгий путь Сормовской машинной фабрики.

В советские времена посещение музея было обязательным пунктом перед трудоустройством на завод.

Сормовский завод – это первая в России мартеновская печь, первый в мире дизель-электроход, первые отечественные танки, первая установка непрерывной разливки стали, первые суда на подводных крыльях и т.д.

Многие виды продукции, выпущенной здесь, являлись уникальными, не имеющие аналогов в стране или не уступающие мировым образцам.

В разное время на Сормовском заводе производились паровозы, вагоны, паровые машины и дизели, железнодорожные мостовые сооружения, бронепоезда, платформы, трамваи, пароходы… Всего не перечесть.

Во время экскурсии
Во время экскурсии
А это обычный люк. Каково?
А это обычный люк. Каково?
«Переворот» – странное название. Говорят, так было модно.
«Переворот» – странное название. Говорят, так было модно.
Знаменитая «Барракуда»
Знаменитая «Барракуда»
В 1920 г.  построен первый российский танк «Борец за свободу тов. Ленин».
В 1920 г.  построен первый российский танк «Борец за свободу тов. Ленин».

Огромная часть экспозиции посвящена историческим личностям, участвовавшим в развитии судостроения России.

15

16

Задержались сябры и в импровизированных комнатах, которые рассказывают о быте рабочих середины XX века.

Салфетки, лампы, настенные коврики с лесными и сказочными сюжетами, фотографии на стене, швейная машинка – все это богатство многие из нас хранят  дома как память о доброй и славной эпохе наших бабушек и дедушек.

18 19 20 21

Друзей-Сяброў впечатлили неподдельный интерес сотрудников музея к своему делу, их любовь и уважение к родному предприятию. Скажем, рассказывая о судьбе останков основателя завода, мецената и промышленника Дмитрия Бенардаки, у нашего  экскурсовода на лице выступили слезы. Пробирает до самого сердца! Об этом мы и написали потом в книге отзывов.

Ну а у нас по плану – село Городец, музей «Терем русского самовара», Девеевский монастырь и канатная дорога.

(Продолжение следует)